Главным образом в музее представлены машины КБ Миля, хотя встречаются и другие.
Армейский транспортно-боевой вертолет Ми-24
с блоками НАР УБ-32 и ПТУР "Фаланга"
№ 2201201
Год создания - 1972
Интенсивно эксплуатировался во время афганской и чеченской войн.
Скорость полета максимальная, км/ч - 320
Двигатели - два ТВ3-117
Диаметр несущего винта, м - 17
Статический потолок, м - до 2100
Динамический потолок, м - до 5750
Экипаж, чел. - 2-3
Особенностью вертолета являются, во-первых, небольшие крылья которые в горизонтальном полете создают дополнительную подъемную силу (но и затеняют поток от винта).
Во-вторых, Ми-24 не может зависать на продолжительное время. Никак не могу найти внятных данных - видимо, это зависит от модификации. Но вроде бы допустимое время висения ограничивается единицами минут (иначе двигатели придется ремонтировать).
Тяжелый десантно-транспортный вертолет Ми-6
Первый полет - 1957 год
На Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
Двигатели - два ГТД Д-25В
Диаметр несущего винта, м - 35
Максимальный перевозимый груз, т - 12
Статический потолок, м - 1500
Динамический потолок, м - 4500
Скорость полета, км/ч максимальная - 300
Длина грузовой кабины, м -11,7
Экипаж, чел - 5
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26.
Первый полет - 1977 год.
Вертолет предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и техники весом до 20 тонн.
Двигатели - два Д-136
Скорость максимальная - 295 км/ч
Потолок статический - 1800 м.
Потолок динамический - 4600 м.
Дальность полета при максимальной заправке - 800 км.
Дальность полета при максимальной загрузке - 475 км
Диаметр несущего винта - 32 м
Экипаж 5 чел.
Ми-6 ПЖ2
Противопожарный вариант Ми-6
Создан в 1967 году.
Отличается от базового отсутствием крыла и наличием внутри бака на 12 тонн воды, противопожарного оборудования.
Вертолет Ми-12 (B-12)
Первый полет - 1969 год
Во время испытаний на Ми-12 подняли груз в 40 тонн на высоту 2.2 км (мировой рекорд).
Прошел испытания, но серийно не выпускался - построено 2 или 3 машины.
.Двигатели - четыре ГТД Д-25ВФ (26 тыс л.с. в сумме)
Диаметр несущего винта, м - 35
Длина грузовой кабины, м - 28
Скорость полета, км/ч максимальная - 260
Возвращаемся к самолетам.
Линейка ЯКов.
Интересен вопрос классификации. Я вот думаю, что поступил бы следующим образом:
Представим что поле - это гигантская сетка, вид сверху. В ячейках этой сетки стоят самолеты.
Если идти по полю в одном направлении - должен увеличиваться год выпуска экспонатов. А если поперек, то меняться КБ-разработчик. Ну и дорожки соответственно вдоль и поперек
Для вертолетов такая же сетка отдельно.
Тогда, можно было бы устраивать экскурсии как исторические, так и проследить историю по конкретному КБ.
Ветхие экспонаты, соответственно, убрать в стеклянные павильоны.
Истребитель Як-17 (развитие Як-15)
Первый такой самолет поднялся в воздух в 1947 году
Турбореактивный двигатель РД-10А (900кгс)
Максимальная скорость - 751 км/ч,
Потолок - 12750 м
Максимальная дальность - 717 км.
Было построено 430 машин.
Также был сконструирован учебно-тренировочный, двухместный Як-17 УТИ.
Истребитель Як-23.
Развитие Як-15/Як-17, но с более мощным двигателем РД-500 (лицензионный Роллс-Ройс "Дервент") тягой 1590 кг.
Первый полет - 1947 год. Серийно с 1949 года.
Максимальная дальность полета, км - 1300
Максимальная скорость полета, км/ч - 932
Потолок, м - 15000
Экипаж, чел - 1.
Всепогодный барражирующий перехватчик Як-25
Разработка 1952 года.
Два турбореактивных двигателя АМ-5 (2x19.6кН)
Особенностью являлась большая продолжительность полета (отсюда и "барражирующий")
Максимальная дальность полета, км - 3000
Максимальная скорость полета, км/ч - 1090
Потолок, м - 13900
Экипаж, чел - 2
Высотный разведчик Як-25 РВ.
Разработка 1958 года - наш ответ "U-2" (ЯК-25 РВ отставал по дальности полета, но был проще в эксплуатации).
Двигатели - два ТРД Р-11В-300
Размах крыла, м - 23
Длина самолета,м - 16
Масса нормальная взлетная, кг - 9800
Максимальная скорость на высоте, км/ч - 870 (M=0.82)
Практическая дальность, км - 3500
Практический потолок, м - 20500
Экипаж, чел - 1
Из рассказов об испытаниях:
"Нам задали эшелон, - рассказывает П.Н. Белясник, - около 12000 метров, но самолеты никак не хотели, да и не могли совершать горизонтальный полет на этой высоте и мы все время шли с набором высоты. Уже между Новосибирском и Свердловском наземный диспетчер запросил наш эшелон. Я ответил: "Ноль, шестнадцать". Ведь открытым текстом нельзя было сказать, что 16000 метров. Разгневанный диспетчер потребовал снизиться и пригрозил поднять истребителей ПВО. Пришлось в дерзкой форме ответить: "Поднимай хоть весь полк. Все равно не достанете. Мы летим и никому не мешаем, а снизиться не можем".
Як-25 РВ использовался в качестве самолета - мишени.
Истребитель-перехватчик Ла-250
№ 1250004
Создан в 1956 году.
Всего было построено 4 таких самолета. В 1959 году работы остановлены. Это последний пилотируемый самолет ОКБ Лавочкина.
Двигатели - два АЛ-7Ф
Максимальная скорость полета, км/ч - 2000
Потолок, м - 18000
Экипаж, чел 2
Под номером 44:
Фронтовой бомбардировщик Як-28Л
Первый полет - 1958 год.
Двигатели - два ТРД Р11АФ2-300
Максимальная скорость , км/ч - 1830 Практическая дальность, км - 1770 Практический потолок, м - 15600
Экипаж - 2
Бомбовая нагрузка - до 3т.
Сверхзвуковой всепогодный разведчик Як-27Р
Разработка 1958 года.
Двигатели - два РД-9Ф
Скорость - 1285 км/ч
Потолок - 16500 м
Дальность полета - 2210
Вес - 11700 кг.
Экипаж - 2
Вооружение - пушка НР-23
Двигатели были размещены на крыльях, чтобы улучшить передний обзор.
Истребитель Миг-9
№ 114010
Начало серийного производства - 1946 г.
Два турбореактивных двигателя ТРД РД-20
Максимальная дальность полета, км - 900
Максимальная скорость полета, км/ч - 910
Потолок, м - 13000
Экипаж, чел - 1
Разработка ОКБ Микояна (т.е. это как бы Миг), 1961 год.
Предназначался для перехвата и уничтожения самолетов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и со скоростями до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречно-пересекающихся курсах.
На переднем плане - Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-23
Первый полет - 1967 год.
Крыло с изменяемой в полете стреловидностью.
Миг-27
Развитие Миг-23. Изменена носовая часть, усилена броня, добавлено оборудование и вооружение.
Двигатель - Р-29Б-300
Практический потолок - 15.600 м
Максимальная скорость - 1800 км/ч (М=1,7);
Перегоночная дальность - 2500 км
Экипаж - 1 человек.
Многоцелевой истребитель МиГ-25.
Первый полет - 1964 год.
На модификациях этого самолета установлено несколько мировых рекордов скорости (около 3M), скороподъемности и высоты полета.
Развитием этого самолета был Миг-31.
Экспериментальный самолет-протип, созданный по программе "Спираль".
Программа предполагала выведение такого аппарата на орбиту при помощи гиперзвукового самолета-носителя (который не был построен).
Разработчики - ОКБ Микояна.
Главный конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский.
На аппарате имитировали маневры будущего космического корабля при входе в атмосферу.
В 1975 году аппарат совершил первый 4 минутный полет, причем взлетел с аэродрома самостоятельно (на него был установлен турбореактивный двигатель РД-36К).
В последующем аппарат сбрасывали с самолета Ту-95, с высоты 5500 м. В космосе аппарат не был.
Программу закрыли, результаты использовались при создании "Бурана".
С вышеупомянутым аппаратом связана забавная история - когда нужно было замерить нагрузки действующие на лыжные шасси, возникла проблема - на грунтовом аэродроме при работающем двигателе самолет не двигался с места. В итоге проблему решили, усыпав полосу битыми арбузами (два грузовика).
Габариты, м:
Размах крыла - 3,875
Длина - 14,330
Высота - 2,435
Взлётная масса, кг - 5370
Скорость максимальная, км/ч - 1100
Дальность полёта максимальная, км - 1000
Диапазон высот, м - 50-6000
Заслуживают отдельного упоминания самолёты вертикального взлета и посадки.
Это - экспериментальный Як-36
Первый полет совершил в 1963 году.
В 1967 году Як-36 был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово.
В сумме налетал всего лишь 23 часа.
Основная проблема для всех самолетов вертикального взлета - огромный расход топлива и, как следствие - небольшая дальность полета, слабое вооружение.
Палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38 (ЯК-36М).
Разработка 1970 года.
Тип двигателя - Р-28В-300, РД-38 (два подъемных и один подъемно-маршевый)
Максимальная скорость, км/ч - 1050
Практический потолок, м - 11300
Практическая дальность полета, км - 410..680
Экипаж, чел - 1
Наиболее распространенный в СССР самолет вертикального взлета, эксплуатировался на авианесущих крейсерах "Киев", "Баку", "Минск", "Новороссийск".
Не слишком удачная машина. Снята с вооружения
("Наш ответ" британскому Harrier'у, который 1960-го года).
Из-за малой дальности называли "самолетом защиты топ-мачты". А также "кузнечиком", "огурцом" и "голубем мира" :)
Поскольку ЯК-38 имел три двигателя, при возникновении проблемы с одним из них он переворачивался настолько быстро, что пилот не успевал среагировать. Из-за этого там стояла автоматическая (при крене 17 градусов и околонулевой скорости) катапульта.
По натовской классификации самолет называется Forger (фальшивомонетчик). Говорят потому, что наши имитировали их, якобы большое, количество, постоянно рисуя на одних и тех же самолетах разные номера
Всего был построен 231 самолет
"... Там ругаться можно матом
Безо всяких "извините".
Ручку струйного домкрата
Тянет бывший истребитель.
Вы не суйте в ухо пальчик -
Рёв вас свалит за версту! -
Тихий лётчик-вертикальщик
Набирает высоту...." (Ulf)
Палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 (ЯК-41М)
Следующий, после ЯК-38, этап развития.
Первый полет состоялся в 1990 году.
Демонстрировался на "Фарнборо-92" и в 1995 году в Жуковском.
Установлены мировые рекорды высоты и скороподъемности для самолетов вертикального взлета.
Программа испытаний не была выполнена полностью.
В 1991 году финансирование разработки прекращено.
До сих пор можно наблюдать споры о том, было ли прекращение финансирования лишь следствием отсутствия денег или же самолет был неудачной разработкой и не имел перспектив.
О характеристиках ЯК-141:
Двигатели - подъёмно-маршевый Р-79-300 и два подъёмных РД-41
Скорость максимальная, км/ч - 1250 .. 1800 (во время испытаний достигнуто 1.8M)
Скороподъёмность максимальная, м/с - 200
Радиус действия с нагрузкой 1000 кг, км:
при вертикальном взлёте 340
при коротком разбеге - 850
Практическая дальность полёта, км:
при вертикальном взлёте - 1400
при коротком разбеге - 2100
Практический потолок, м - 15000
Экипаж, чел. - 1
Сотрудник музея, бывший военный лётчик. Проводил экскурсию для курсантов какого-то лётного училища.
Кстати, более-менее приличный вид экспонатов - в значительной степени заслуга добровольцев, которые по субботам приезжают в Монино и красят, моют самолеты.