Бpодячая Камеpа

Альбом 376

 

Как вы, возможно, слышали, уже давно существуют планы по реконструкции острова Новая Голландия, постройки на котором являются памятниками архитектуры.
Изначально, при Петре I, здесь хранился лес для постройки судов. В советское и послеперестроечное время остров занимали военные. Время от времени возникали идеи открыть его для жителей города и туристов, но никто не брался за столь масштабный проект, да и военные оттуда выезжать не хотели.
И вот, недавно военные покинули остров и реконструкция всё-таки состоится. Многое в результате будет снесено и перестроено, поэтому я решил воспользоваться возможностью (большое спасибо Дмитрию Сухину) и запечатлеть Новую Голландию такой, какой она была много лет и какой её уже увидеть будет нельзя. Напомню, что вокруг острова мы уже ходили, в 97-м альбоме. Сегодня посмотрим что же внутри.

Чтобы можно было как-то ориентироваться в снимках, посмотрите план.

 

Зайдем на остров по 1-му мосту Круштейна (со стороны Адмиралтейского канала).

По левую руку видим здания, построенные под склады леса, по правую - корпуса Менделеевской лаборатории.

Здесь, соответственно, наоборот :)

Про лабораторию сказать совсем ничего не смогу - нет информации.

 

Со складами попроще. Сейчас мы туда зайдем.

Как я уже сказал, это бывшие склады для сушки и хранения корабельного леса. Это основные постройки на острове и именно они видны снаружи и известны нам всем, вместе со знаменитой аркой.

До 1763 года склады были деревянными, построенными И.К.Коробовым.

При Петре I (т.е. в первой трети XVIII века) здесь была одна большая верфь, называвшаяся "Голландией", а острова, как такового, не было. Он появился в 1719-м, когда прорыли Крюков и Адмиралтейский каналы.

Правда есть еще одна версия, в соответствии с которой никакой верфи тут не было, а название пошло от слобод голландцев-мастеров, стоявших по соседству.

В 1763 году деревянные склады снесли и построили каменные, по проекту С.Чевакинского. Обработку корпусов, углов комплекса предложил Ж. Б. Валлен-Деламот.

Примерно в таком виде они и сохранились до наших дней, только были сооружены перекрытия, кое-какие лестницы и подъемники (на снимке).

Кое-что, мне кажется, очень старых времен. Скажем, вот эта конструкция с заклепками.

В советское время на острове располагались склады военно-морской базы и швейная фабрика.
После перестройки небольшую часть острова арендовали коммерческие структуры.
Я, конечно, отбирал кадры получше, но местами там ощущение такое, что военные не просто покидали остров, а отступали перед превосходящими силами врага, но взорвать объект не успели :)
Валяется какая-то сломанная мебель, просыпанная мука, клочки бумаг, тряпки, старые вещи, доски..

В послеперестроечное время нехватка желающих вкладываться в реконструкцию была обусловлена главным образом необходимостью сохранять здесь исторические постройки, которые для нашего бизнеса как кость в горле - выгоднее снести всё под ноль и построить элитное жилье как можно большей высоты.

Однако, каким-то образом всё же договорились.

Стяжка - чтобы здание не разваливалось
 
 
Тельфер, как объясняет БСЭ - (англ. telpher), подвесное грузоподъёмное устройство с электрическим приводом.
 
 
Кто-то, наверное, здесь заблудился, а может был заточён и пытался рисовать на стенах картины и призывы о помощи ;-)

Лестница, похоже, начала XX века.

Там еще одна такая же была, некрашеная.

Водоем в центре острова - внутренний бассейн.
В начале XVIII века это был пруд, в центре которого, на островке, стоял небольшой дворец, где Петр I отдыхал при посещениях верфи.
Справа, за жёлтым зданием, находится крытый опытный бассейн, построенный в 1893 году. Там в 1900..1908 гг. ученый А.Н.Крылов проводил опыты по непотопляемости кораблей.

Большинство построек на этих трёх снимках - советского времени.


Продолжение в следующем альбоме.
Еще, кто не видел, предлагаю посмотреть альбом "Из жизни города.. Наводнение".

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal