Рассказав в предыдущем
альбоме про Энергодар, коснемся
теперь другого
украинского города - Запорожья. Я был в
нем лишь проездом, так что много
говорить не буду - только о том, что на
фотографиях. Ну и разве что вот про
историю названий:
В конце XVIII века здесь была
Александровская крепость, затем
Александровский посад, потом город
Александровск (1806 год) и, наконец,
Запорожье (1921 г).
Проспект Ленина -
главный проспект города. Говорят,
самый длинный в бывшем СССР. Чисто
внешне напомнил мне Московский
проспект в Питере (застроен похожими
зданиями, по похожему принципу). В
хорошем смысле слова.
Проспект выходит прямо на набережную и
площадь Ленина(сейчас она
прямо за спиной).
На площади стоит памятник
Ленину, все выложено гpанитными плитами.
Смотpится весь комплекс вполне гаpмонично.
ДнепpоГЭС - весьма впечатляющее сооpужение.
Проект электростанции был принят в
1925 году, строить начали в 1927-м, первый
агрегат запущен в 1932-м (в 2002 году был
юбилей - 70 лет).
К 1939 году электростанция достигла
проектной мощности.
Тогда же город стал областным центром.
Обратите внимание на постройку
слева (там находятся генераторы) - она создана по проекту группы В.Веснина
- известного архитектора-конструктивиста
1920-х.
Здесь можно оценить
масштаб - вверху виднеется автобус
"Икарус".
Строили плотину
отечественные инженеры и рабочие,
консультировали - американцы.
Автором технического проекта был И.Александров,
начальником Днепростроя - А.В.Винтер,
главным инженером - Б.Е.Веденеев.
Требовалось построить плотину,
электростанцию, шлюзы и мосты. И,
конечно, перед этим было построено
жилье, предприятия и инфраструктура.
Слева на снимке - остров
Хортица (он большой, но на фото это
не видно). Благодаря своей природе
объявлен (вместе с прилегающими
скалами) геологическим заказником.
Справа -
район Запорожья под названием "Правый
берег".
На скалах - множество
чаек
Местные жители
называют эти вышки "Три мачты" :)
В 1943
году, немцы, во время отступления,
взорвали гидроэлектростанцию,
проезжую часть плотины и аванкамерный
мост.
С 1944 по 1950-й год шло
восстановление ДнепроГЭСа ("Днепрострой-2").
Шлюз.
Помимо электроэнергии ДнепроГЭС
решал и другую проблему - пороги,
которые делали невозможным
судоходство. С постройкой плотины
были затоплены 9 порогов между
Запорожьем и Днепропетровском (вода
поднялась на 37,5 метра).
Один из шлюзов имеет
перепад уровней в 45 метров .
Любопытно, что одной из проблем, не
позволявшей строить плотину до
революции, было нахождение в зоне
затопления большого количества
церквей :)
Маяк.
Внизу на нем что-то изображено или
написано, но с такого расстояния не
разобрать.
В 1969 - 1980 гг.
ДнепроГЭС был реконструирован с целью
увеличить пропускную способность
шлюза и проезжую часть плотины. Также,
у левого берега построен еще один
машинный зал. Этот этап называют "Днепрострой-3".
В 2002 году был произведен ремонт
шандор (металлическая стена перед
шлюзами) чтобы снять угрозу прорыва
воды и, соответственно, затопления
берегов.
Да, в Запорожье мы были
8 мая, как раз накануне Дня Победы.
Плиты вдоль
набережной местами поpосли тpавой, что создает ощущение некотоpого запустения.
Теперь переместимся
немного вдоль проспекта Ленина.
От пpоспекта отходит бульвар
Шевченко, котоpый недавно пеpеделали в духе пешеходной
зоны, только более пpилично чем наша
Малая Конюшенная/Малая Садовая - с множеством фонтанчиков.
Местные жители сказали, что эта
улица - заслуга их последнего мэpа.
Вдалеке - здание мэрии.
Водяные часы
Надпись на здании: "Днепроспецсталь"
Это ДК "Октябрьский" -
Дворец Культуры завода
Днепроспецсталь.
Крупнейший ДК города.
Здесь же, рядом с
фонтанами.
Саша, Оксана, Юля и
Виталий.
Виталику и Оксане спасибо за
транспорт и компанию (кстати, по
результатам поездки, кроме Запорожья
и Энергодара я думаю выложить еще
парочку альбомов).
Саше и Юле - за то что показали где у
них в городе находится ДнепроГЭС и
фонтанчики :)