Бpодячая Камеpа

Альбом "Узбекистан: Бухара"

 

Из Хивы в Бухару поехали на машине. Ехать там порядочно - часов семь.
Большую часть времени - через пустыню Кызылкум.

 

Кызылкум означает "красные пески".

Как видите, это не голый песок - везде где мы ехали, на нём росла всякая мелкая растительность. В результате, красивых барханов с волнами увидеть не удалось (хотя, они там точно есть - наверное просто в других местах).

Животных видели примерно столько же, сколько барханов :)

Где-то между Хивой и Бухарой проезжали мимо Амударьи. Большая река (правда, неглубокая).

На противоположном берегу - Туркменистан. Водитель все грустил на тему появления границ - мало того, что людям туда-сюда толком не пройти (проблема даже больше не в таможенных формальностях, а во взятках на границе), так еще куча заморочек с дорогами - там, где можно было ехать по прямой, теперь или надо объезжать десятки километров, либо строить новые дороги.

Подумалось, что с другой стороны этой пустыни я уже был - когда ездил на Байконур (Кызылкум как раз ограничен Сырдарьёй, которая протекает мимо города Байконур). Только там растений побольше - скорее похоже на степь, чем на пустыню.

Недалеко от Амударьи остановились у домика, который водитель очень рекомендовал из-за вкусной рыбы (которую здесь же в реке и ловят).

Пришлось ждать, пока освободится место - проезжающий мимо народ занял все столы и снаружи и внутри - посреди пустыни не так много мест, где можно вкусно поесть.

Ели жареного сома с лепешками, помидорами и чаем. Рыба действительно очень вкусная оказалась - не зря ждали.

Юрта и лошадь пастуха

Пасёт он овец / баранов. Издалека они выглядят, как свалка старых покрышек.
Мне вот интересно - почему у них там бараны, как правило, тёмного цвета? Жарко ведь. Машины - и то белые..

Наконец, к вечеру приехали в Бухару. Первым делом пошли прогуляться.
Это место называется Ляби-Хауз - отчётливый центр ночной жизни. Вокруг пруда - ряд достопримечательностей, а также кафе с пловом, шашлыком и другими полезными вещами. Напрягает периодически включаемая российская попса (причем, это не для туристов - там русских почти нет. Для себя включают).

Начало темнеть, с освещением там туго, но мы всё же решили пройтись по старым улочкам.. Это - исторически еврейский квартал. Сейчас евреев там живёт немного. Главным образом - узбеки или таджики.

Довольно быстро заблудились, что называется, "в трёх соснах", но вспомнили где была Луна, так что довольно быстро вышли обратно к Ляби-Хаузу.

Говоря о национальностях надо сказать, что в Бухаре и Самарканде (в отличие от Хивы и Ташкента) довольно много таджиков - так сложилось исторически. Поэтому, часто люди здесь знают три совершенно разных языка - узбекский, таджикский (фарси) и русской.

Торговые купола

Смысл в том, что раньше эти купола разделялись по тематике - в одном торговали тканями, в другом книгами и т.д. На фото вверху виден металлический штырь - на него вешали предмет, который пояснял, чем чем здесь торгуют.

Сейчас разделения такого уже нет - торгуют всем вперемешку. Да и купола сохранились не все.

По моим наблюдениям, верующих среди городского населения Узбекистана не больше, чем у нас. Я имею ввиду, конечно, тех, кто это демонстрирует. Кстати, некоторые характерные жесты (типа поднесения рук к лицу) часто не имеют отношения к религиозности.

Так что, при нехватке верующих, возникает естественный вопрос - что делать с огромным количеством мечетей и медресе? Загонять туда неверующих вроде как-то нехорошо. С другой стороны, использовать их под склады и т.п. - будут проводить аналогии с притеснениями верующих в советское время. Да и памятники будут разрушаться.

В итоге, здесь очень часто в мечетях и медресе устраивают рынки-мастерские и выставки-продажи. Естественно, ориентированные на туристов и приезжих. Продают различные тарелки и посуду (керамика, чеканка), ковры, картины, изделия из дерева, тканей, одежду, ножи. Всё это продаётся просто в огромных количествах. Продавцов местами больше, чем покупателей.
Радует, что продавцы часто параллельно являются мастерами, либо их родственниками (т.е. один брат продаёт, второй тут же рядом - делает). Короче говоря, культура в смысле сувениров на очень высоком уровне, по сравнению с большинством стран, где я был.
Многие вещи очень хорошего качества - купил бы с удовольствием, только непонятно что с ними потом делать :-)

На снимке как раз медресе, переоборудованное под большое кафе под открытым небом (в центре) и мастерские + лавки (по периметру). Очень правильная идея - люди посмотрят товар, поедят / отдохнут (повторюсь, что торговцы в Узбекистане довольно ненавязчивые), опять посмотрят.

Мечеть Магоки-Аттари (на фарси это означает "мечеть в яме").

По-видимому, это первая мечеть в городе. Считается, что до того как в городе построили первую синагогу, евреи молились вместе с мусульманами
(в разных углах одной мечети или в разное время в одной мечети - тут мнения расходятся).

Сейчас внутри - выставка-продажа ковров.

Аиста тут нет уже наверное много лет, но гнездо решили сохранить.

Внутренний двор медресе Абдулазиз-хана (1652 года постройки)

Здесь видно, что облицовочная плитка когда-то была, но не сохранилась. И здесь возникает неоднозначый вопрос - следует ли при реставрации покрывать здания, минареты и т.д. новой плиткой или лучше оставить как есть?

Комплекс Пои Калян

Самая старая постройка здесь - минарет высотой 46 метров, 1127 год.

Когда до сюда дошёл Чингисхан, по легенде, в процессе осмотра минарета, с него слетела шапка, на что он сказал "такой великий, что самого меня заставил шапку снять".

Купол слева - если я правильно понял, строился как баня. Однако, на завершающем этапе строительства тогдашнего хана убедили, что баня здесь не в тему. В результате, здание стало медресе ;)

Мечеть Калян, внутренний двор.

Большая мечеть - на 10 тыс. человек, занимает целый гектар.

Эта постройка во дворе использовалась в качестве кафедры

Вспомнилось - когда обедали в кафе, наблюдали группу (человек 20-30) эстонок-мусульманок в белых одеждах.

Забыл, как называется это явление, но выглядело чрезвычайно странно.

Крепость Арк (дворец эмира).

Крепости примерно 1500 лет.

Была в значительной мере разрушена во время Гражданской войны, когда Фрунзе штурмовал Бухару. Позднее восстановлена.

Мавзолей Саманидов (IX век).

До ислама основной религией на этих территориях был зороастризм (огнепоклонники).

Внутри мавзолея

Мавзолей Чашма-Аюб
(переводится как "источник Иова")

По легенде, Иов ударил здесь посохом, в результате чего появился источник. Так что, внутри теперь музей посвящённый воде.

Напротив мавзолея - современное здание музея Имама Аль Бухори. Здание постройки примерно 2000 года и, надо отметить, несмотря на современный вид, хорошо стилистически продумано - рядом с мавзолеем смотрится совершенно нормально.

Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623 гг.)

"диван-беги" - это всего лишь название должности при ханском дворе :)


Следующий альбом завершит наше знакомство с Узбекистаном - город Самарканд.

 

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal