Бpодячая Камеpа

Парк Ораниенбаума (Ломоносова). 1979 год

 

Настоящий набор открыток посвящен паркам Ораниенбаума и интерьерам его дворцов.

 

Дворцы-музеи и парки г. Ломоносова (бывший Ораниенбаум) - ценнейшие памятники русской культуры и искусства XVIIl в. В 1918 г. дворцы и парки были национализированы, а с 1922 г. превращены в музей. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум оказался в фашистском окружении. Защитники легендарного ораниенбаумского "пятачка", выдержав натиск врага, отстояли этот небольшой участок земли. Музейные здания в основном сохранились, но пострадали конструкции, отделка фасадов и интерьеров, зеленый массив парков. Коллекции музеев были эвакуированы в глубокий тыл еще в первые месяцы войны. В результате проведенных реставрационных и восстановительных работ были открыты для посетителей музеи: Китайский дворец в 1946 г., дворец Петра III в 1953 г., павильон "Катальной горки" в 1959 г. Дворцово-парковый ансамбль складывался на протяжении всего XVIIl в. Начало строительства было положено сооружением Нижнего сада и дворца А. Меньшикова. Большой дворец, построенный архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем, является композиционным центром ансамбля, относящегося к числу уникальных построек петровского времени. В 50-70-е годы XVIIl в. началось создание Верхнего парка и дворцовых сооружений по проекту архитектора А. Ринальди. К числу первых построек А. Ринальди в Ораниенбауме относится дворец Петра III и въездные ворота "потешной" крепости Петерштадт. Крепость представляла собой многоконечную звезду, образованную валами. Ее окружал глубокий ров с подъемными мостами. Строительство "потешной" крепости вели русские мастера разных специальностей. До наших дней сохранились дворец Петра III, въездные ворота, остатки валов и рвов. Здание дворца отличается строгостью и изяществом архитектурных форм. В первом этаже, где в XVIIl в. были служебные помещения, теперь размещена выставка, связанная с историей дворцово-паркового ансамбля г. Ломоносова. Помещения второго этажа украшены лепкой, резьбой, росписями по лаку, картинами, шелком. Уникальные лаковые росписи выполнены в характере китайского искусства крепостным художником, "лакирным" мастером Ф. Власовым.

В XVIII в. центральная часть Верхнего парка с расположенными здесь Китайским дворцом и "Катальной горкой" носила название "Собственной дачи". Этот ансамбль строился под руководством архитектора А. Ринальди для Екатерины II. Китайский дворец - летнее увеселительное сооружение. В его архитектурном решении сочетаются черты дворца и паркового павильона. Название дворца условно и определено характером отделки четырех интерьеров, а также хранящимися коллекциями произведений прикладного искусства. Сдержанное решение фасадов дворца намеренно контрастирует с его внутренним декоративным убранством. Семнадцать небольших помещений дворца поражают изысканной отделкой. Это достигается применением различных материалов - стеклярус, дерево, искусственный мрамор, смальта, живопись, штоф. Уникальны наборные паркетные полы, выполненные русскими мастерами.

Одновременно со строительством Китайского дворца началось сооружение "Катальной горки", грандиозного по тем временам архитектурного ансамбля, который состоял из павильона, гор и колоннады. Скаты горки примыкали к южному фасаду павильона, занимая существующий и теперь луг. Горы обрамлялись двумя рядами каменных колонн, образующих галереи. Колоннады и скаты горки были разобраны в середине XIX в. Сохранился павильон, художественное убранство интерьеров которого ставит его в ряд ценнейших памятников русской архитектуры. Остекленные двери и открытая терраса связывают павильон с парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и Финский залив. Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы и мастера в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры.

Л. Иванова

 

Пейзаж парка у Нижнего пруда. / Большой дворец. Южный фасад. Фрагмент

 


 Большой дворец. Японский павильон

 

Китайский дворец. Малый китайский кабинет: Резное золоченое зеркало и консоль / Шкаф-сундук и лаковая коробка

 

 Въездные ворота «потешной» крепости Петерштадт Дворец Петра III  /  Мраморная скульптура "Амур"

 

 Китайский дворец. Северный фасад

 

 Бронзовая скульптура "Венера Медицейская" / Китайский дворец. Южный фасад

 

 Китайский дворец: Зал муз Муза Эрато / Настенные росписи / Муза Полигимния

 

 Китайский дворец: Стеклярусный кабинет / Панно / Уголок кабинета

 

 Китайский дворец: Большой китайский кабинет / Панно наборного дерева с инкрустацией из моржовой кости

 


 Китайский дворец. Кабинет

 

Китайский дворец:
"Соломенные картинки" / Штофная опочивальня

 

 Бронзовая скульптура "Лаокоон" / Пейзаж парка с решеткой Китайского дворца

 

 Павильон "Катальной горки". Восточный фасад / Фарфоровый кабинет павильона / Декоративные вазы в оформлении фасадов павильона

 

 Мраморная скульптура "Диана с ланью" / Пейзаж в Верхнем парке / Мраморная скульптура "Аполлон Бельведерский"

 

 Осень в парке

 

Фото И. Шмелева, В. Фабрицкого, Б. Манушина. 

ДВОРЦЫ-МУЗЕИ И ПАРКИ г. ЛОМОНОСОВА. Комплект из 15 цветных открыток. 

(C) Издательство «Планета». Москва, 1979. 
Обложка художника О. Белозерского. Зав. редакцией М. Евдокимов. Редактор Ш. Целковнева.
Художественный редактор Т. Богданова. Технический редактор Н. Ремизова. 

Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин, пр. Ленина, 5

Издание получило диплом Оргкомитета "Олимпиада 80"
Т. 300000. Ц. 1 р. 3. 1587. Печать офсетная. Бумага 240 г. Диапозитивы изготовлены в 1-ой Обр. тип.им. Жданова.

 

HistoryContentsMail
(C) Петp Соболев

 

ENLiGHT Project. Новости об информационных технологиях, науке, авиации и космонавтике

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal