Этим альбомом я
хочу привлечь Ваше внимание к сайту
Игоря Ванина - http://www.metrowalks.ru
который посвящен Ленинградскому (теперь -
Санкт-Петербургскому) метрополитену.
Альбом составлен мной (т.е. Петром
Соболевым) на основе фотографий и
комментариев Игоря - я только выбирал
снимки и сокращал/дополнял его
комментарии.
Снимки здесь расположены
последовательно - от старых станций (1955 г.)
к
современным (1999 г.)
Начнем со
станции "Автово"
Она открыта в 1955 году вместе с еще семью
станциями которые и составили первую
линию метрополитена (Кировско-Выборгскую).
Как мне рассказывал отец - когда
метро только открыли, эта станция была
конечной. Вообще метро было вновинку. Чтобы
народ не катался бесконечно туда-сюда,
станцию перегородили вдоль. Но,
конечно, все быстро приноровились
выходить на остановку раньше ;-)
Часть колонн облицована декоративным стеклом.
Освещение сейчас частично выключено.
Архитекторы Е.Левинсон, А.Грушке.
"Нарвская"
Открыта в 1955 году, также как и "Автово".
Название станции произошло от
названия памятника "Нарвские
ворота", рядом с которым она
расположена.
Архитекторы: А.Васильев, Д.Гольдгор,
С.Сперанский
"Площадь Восстания"
Открыта в том же 1955 году, была
конечной станцией первого участка
первой линии метро.
В 1960 году открыт второй выход на
Московский вокзал.
Оформление станции посвящено революционным событиям 1917 года.
Архитекторы: В.Ганкевич, Б.Журавлев,
И.Фомин.
"Кировский
завод"
Открыта все в том же 1955 году.
Находится около Кировского завода, от которого и получила свое название.
Завод известен своими тракторами "Кировец",
а также танками.
Архитектор: А.Андреев
"Пушкинская"
Открыта в 1956 году.
Находится рядом с Витебским
вокзалом.
Архитекторы: Л.Поляков, В.Петров.
" Технологический Институт"
Этот зал станции был открыт в 1956-м году
Стены облицованы белым мрамором и украшены бронзовыми барельефами ученых.
Архитекторы - А.М. Соколов, А.К. Андреев.
Станция находится на пересечении Московского и Загородного проспектов, напротив Технологического института.
Рассказывая о метро я бы хотел
затронуть вот какой вопрос:
Известно,
что строительство таких красивых и
просторных станций стоит очень дорого.
В других
странах пошли по совершенно иному пути -
как произведение искусства "подземка"
не рассматривалась. Максимум что
требовалось - удобство. Соответственно,
сэкономленные средства могли быть
использованы для других целей.
По моему личному мнению,
красивое метро - настоящее приближение
искусства к людям и для людей. Это не
просто посещение какого-нибудь дворца
раз в несколько лет, а почти ежедневное
во дворцах пребывание. Пусть даже люди
не осознают этого, все равно такое
тесное соприкосновение с искусством
играет положительную роль.
"Электросила"
Открыта в 1961 году.
Тема интерьера станции - развитие энергетики в Советском Союзе.
Станция расположена рядом с крупным
заводом "Электросила" на Московском проспекте
(завод, в частности, известен своими
турбинами).
Обратите внимание - эта станция,
также как и последующие, уже
производит впечатление современной.
Более простое оформление, более
строгие формы.
"Фрунзенская"
Открыта в 1961 году.
Находится недалеко от пересечения
Московского проспекта с Обводным
каналом.
Название, очевидно, связано с
Фрунзенским районом, который, в свою
очередь, назван в честь М.В.Фрунзе -
большевика, революционера, наркома по
военным и морским делам (с 1925 года).
Находится на углу Невского проспекта и ул. Марата.
Архитекторы: Ю.Билинский, А.Бочаров,
Б.Михайлов.
В нашем метрополитене есть несколько
таких станций
с закрывающимися дверьми (это
называется "горизонтальный лифт").
Правда, эксплуатация показала что это
не очень удобно (машинистам трудно
остановиться ровно напротив дверей), так что их
построили только 9 или 10 штук.
В других городах ex-СССР станций
такого типа, насколько я знаю, нет.
"Академическая"
Открыта в1975 году.
Находится на углу Гражданского проспекта и проспекта Науки
(северная окраина города). Название
связано с тем, что в этом районе сосредоточено большое число учреждений Российской Академии Наук.
Станция очень необычного вида - за
счет блестящих металлических арок.
Особенно это было заметно раньше,
когда залы освещались как это и
задумывалось архитекторами. Сейчас же
на некоторых станциях освещение
тусклое - экономят.
"Ленинский проспект"
Открыта в 1977 году.
Станция расположена на пересечении Ленинского проспекта, от которого взяла свое название, и бульвара Новаторов.
Станция заменила собой наземную станцию Дачное, которая была закрыта и затем разобрана.
"Гражданский проспект"
Открыта в 1978 году.
Станция находится на пересечении Гражданского проспекта и проспекта Просвещения.
Раньше я ездил в центр города через эту
станцию. Но в 1995 году подземная речка затопила тоннель
между метро Лесная и Площадь Мужества.
А поскольку теперь финансирование
общественного транспорта сведено к
минимуму, восстановление (строительство
обходного тоннеля) тянется и
тянется..
Ну а пока поезда на этом оторванном
участке ходят, но очень редко - они
привязаны к электричкам, которые
уходят от конечной станции "Девяткино". С
основным метро этот участок "соединяется"
бесплатными автобусами.
"Проспект Большевиков"
Станция открыта в 1985 году.
Находится на проспекте Большевиков,
около "Ледового дворца".
Архитекторы - Ю.В. Еечко, Р.Ш. Розенталь
Станция односводчатая, но с
декоративным уступом.
"Ладожская"
Открыта в 1985 году.
Станция находится около пересечения Заневского проспекта и проспекта Энергетиков.
Скоро рядом откроется Ладожский
вокзал.
По словам Игоря, большую часть времени половина светильников выключена, и выключенные светильники
напоминают кресты :)
Архитектор - В.Н. Есеновский.
"Улица Дыбенко"
Открыта 1 октября 1987 года.
Название станции связано с местом
строительства (перекресток проспекта Большевиков и улицы Дыбенко)
П.Е.Дыбенко был революционером, в 1915
году руководил антивоенным
выступлением матросов на линкоре "Император
Павел I". После революции 1917-го был
председателем Центробалта, затем
наркомом по морским делам, командовал
войсками во время Гражданской войны и
после нее.
Мне эта станция запомнилась тем, что
при прохождении поездов лампы под
потолком слегка покачиваются :)
"Садовая"
Открыта в 1991 году.
Станция выходит на Сенную площадь.
Архитекторы: А.И. Прибульский, Г.П. Кашихин, В.Г. Хильченко, К.Г. Леонтьева.
"Спортивная"
Открыта в 1997 году
Станция интересна тем, что она
двухэтажная, для четырех путей
одновременно (все пути
параллельны).
Поезда одной линии приходят на разные этажи.
Кроме того, часть станции находится под Невой.
Предполагается, что в будущем станция получит второй выход
на Васильевский остров (т.е. другой
берег реки).
Сейчас выход один - на пересечении Большого проспекта Петроградской стороны и проспекта Добролюбова,
рядом с Тучковым мостом.
Название станция получила из-за двух спортивных
комплексов рядом: стадиона "Петровский" и
дворца спорта "Юбилейный".
Круглые проемы с фонарями в центре
ведут на другой этаж
"Крестовский остров"
Открыта в 1999 году.
В качестве декоративного оформления
используются зеркала, поэтому станция
кажется длиннее в два раза.
Архитекторы: Г.Васильев и Е.Рапопорт.
Находится станция на Крестовском острове
"Старая Деревня"
Открыта в 1999 году.
Расположена на Торфяной дороге, недалеко от железнодорожной станции "11-ый километр".
"Старая Деревня" - название
местности.
Архитекторы: И.Макаюда, А.Быстров, А.Базанов.
В качестве примечаний добавлю
следующее:
1.Кое-где указаны архитекторы не
только подземных залов, но и наземных
павильонов (в тех случаях, когда я не
знал кто что проектировал).
2.Внешний облик станций с
доперестроечных времен сильно
изменился - многие заклеены и
застроены всевозможными рекламными
щитами, торговыми киосками и т.п. На
снимках Игоря которые я выбрал для
альбома это, к счастью, не очень
заметно.
3.Насколько мне известно, недавно
открытые станции строились по
проектам еще советского времени.
3.Линии теперь называются не "Кировско-Выборгская",
"Московско-Петроградская" и т.п.,
а "Первая", "Вторая", ..
4.Сейчас общая длина метрополитена -
около 100 км., построено более 50 станций.
И, конечно, не забудьте посетить
сайт http://www.metrowalks.ru
, где фотографий и информации куда
больше чем в этом альбоме.