Снявшись с якоря, мы двинулись по каналу Lemaire в направлении станции Вернадского (бывшая английская станция Faraday, подаренная в 1994 году украинцам).
Но льда становилось всё больше..
..и больше.
Народ повис на бортах наблюдая, как судно раскалывает очередную льдину.
Мы поднялись на мостик, пообщаться с капитаном.
Здесь будет уместно небольшое лирическое отступление.
Само судно построено голландцами и ходит под голландским флагом, экипаж интернациональный - немцы, голландцы, датчане (например, руководитель экспедиции), несколько русских - в т.ч. капитан (на снимках), первый помощник и штурман.
Судно не является ледоколом, хотя имеет ледовый класс 1D (капитан по этому поводу был настроен скептически)
Дата постройки - 1976 год, но в 2009-м его основательно переделали.
Это дизель-электроход. Т.е. три дизеля крутят генераторы, а получаемая электроэнергия уже используется для разных целей, в т.ч. для двигателей, которые крутят винты. Для улучшения маневренности винт есть и спереди (поэтому на снимке внизу две рукоятки).
На снимке слева - монитор радара. Для избегания всяких там скал и айсбергов. Можно еще получить картинку с эхолота, чтобы посмотреть, что под водой.
И то и другое, естественно, не может показывать обстановку в реальном времени - антенна вращается. С точки зрения поиска китов это довольно неудобно - пока антенна поворачивается, они успевают куда-нибудь отплыть.
В связи с этим я поинтересовался, нельзя ли заставить антенну не вращаться, а качаться в определенном секторе. Сказали, что можно, но лень возиться :-)
Настоящий барометр. Не какая-то дешевая электронная поделка! :)
С обоих бортов продублированы основные органы управления. Это удобно для точных маневров - чтобы бортом ни во что не вписаться.
Иногда на льдинах можно наблюдать живность. В виде тюленей, к примеру.
Из-за льдов до станции Вернадского так и не добрались. Чтобы не изображать из себя Челюскина, повернули назад.
На следующий день мы совершили последнюю высадку - на остров Goudier, где расположена английская станция Port Lockroy.
Окрестности станции заполнены вездесущими пингвинами. Здесь они не просто никого не боятся - скорее им откровенно безразлично происходящее вокруг.
Нашёл картинку, воспоминания о которой навеяли мне эти пингвины (автор неизвестен, к сожалению)
Но вернемся к Port Lockroy...
Во время войны англичане построили в Антарктиде несколько баз, чтобы быть в курсе действий противника (на случай, если бы немцы решили обосноваться в Антарктиде, я так понимаю).
Конкретно эта - Port Lockroy, Base A - построена в 1944 году. После войны она была превращена в научную станцию, а в 1962 году закрыта.
В 1996 году станцию отреставрировали и открыли уже в качестве музея.
Английский флаг
Футлярик (футляронос). Встречается только в Антарктике. Назвали его так ввиду специфического устройства клюва.
Эти птицы толкутся среди пингвинов в поисках чего бы поесть.
Табличка у входа
Да, тут действительно есть почта. Покупаешь марки (с надписью British Antarctic Territory) и вперёд. Письмо, правда, будет идти около месяца. Но разве это важно? :)
На стеллаже слева лежали старые книги и пачка журналов 1950-х годов. Не понял я, почему журналы были для женщин. Учитывая, что женщин среди полярников в те времена не было - это довольно странно, если не сказать больше.
Еще там есть сувенирный магазинчик, где я прикупил себе футболку и кружку. В углу стояла здоровая, старая, местами ржавая, бочка из под топлива, с соответствующими надписями (явно осталась со времен основания базы) за $50.
Я сразу живо представил процесс погрузки её в Зодиак, а потом сдачи в багаж в аэропорту. А ведь какой был бы сувенир! :)
Ладно, теперь пройдемся по помещениям старой станции.
Из оборудования - радиоприёмник B-28 1944 года, передатчик 5G, печатная машинка "Ремингтон" 1928 года (была сюда привезена первым радистом станции, в 1944 году).
Спальня, ну и вообще - самая большая комната
она же
тоже
Лаборатория
Занимались здесь исследованиями ионосферы
там же
Ну и ещё одно место, неподалёку от Port Lockroy (три минуты на Зодиаке) - Jougla Point
Старые кости кита - в первой половине XX века здесь на них охотились.
Каякерам опять повезло с погодой.
На переднем плане - пингвины. Разгоняясь, выпрыгивают из воды, как дельфины.
На ней обитали 9 человек (включая 6 альпинистов, которые уже месяц лазили по окрестным горам).
Не то, чтобы я был очень впечатлительный, но не хочу себя представлять на этой яхточке в проливе Дрейка в плохую погоду. Да и в хорошую тоже не уверен, что хочу :)
Мы покидаем Антарктику.
На обратном пути Дрейк переносился уже чуть лучше.
Уже недалеко от Южной Америки немного покрутились вокруг островов Diego_Ramirez.
Это - самая южная точка материка, если острова считать за материк :)
Высадиться, к сожалению, не получилось - острова принадлежат Чили, разрешение нам не дали.
На острове находится чилийская метеорологическая станция (и по совместительству, военно-морская база).
По правилам мы вообще не имели права подходить к острову ближе 12 морских миль, но кто-то из команды пообщался по радио с персоналом базы, и нам разрешили подплыть поближе.
Заодно они рассказали что:
Их там 7 человек, включая двух биологов.
За 5 месяцев мы - первое судно, которое их посетило.
Самый сильный зафиксированный ими ветер был 190 узлов. А за последние 15 дней - 90 узлов (как они сказали "перед тем, как сломался анемометр" :)
На острове гнездится огромное количество птиц, включая три вида пингвинов (других пород, чем в Антарктике) и два вида альбатросов (около 75 тысяч!).
В частности, чернобровые альбатросы на этом острове составляют 20% от их мировых запасов :)
Объектив позволил увидеть, что это там за точки на вершине горы. Оказалось, это куча морских котиков.
Дальше мы прошли мимо мыса Горн и вскоре уже приближались к Ушуайе по проливу Бигл.
Вот и всё. Путешествие в Антарктику завершилось. Мы преодолели (с помощью судна) больше 3000 км.
Хочется поблагодарить капитана, экипаж и организаторов экспедиции.
А также Андрея, Ильяса и всех русскоязычных участников
- за отличную компанию.
Часть фотографий из этих альбомов можно посмотреть в большем размере - в Facebook'e или ВКонтакте.
И еще есть 16 минутное видео