Летом и ранней осенью я регулярно приезжал полетать в Гостилицы (за Петергофом), где располагается Невский аэроклуб.
Пока ждал очереди или погоды - фотографировал.
Снимков накопилось много, так что даже после предварительного отбора все равно получилось целых три альбома.
Единственный на тот момент пилотажный самолёт - ЯК-52.
Собственно, на нём я и летал.
Раскраска осталась от съёмок в фильме "Перегон". Был еще один 52-й, но он разбился еще в те времена, когда Невский аэроклуб базировался на Ржевке.
Заход на посадку
Кабина 52-го.
На этом снимке вид сверху (снималось фишаем, поэтому все "изогнутое"). Впереди видна кабина ученика (она же на снимке внизу слева), и кабина инструктора (на снимке внизу справа).
У инструктора поменьше приборов, отсутствует управление жалюзями и кое-что еще. Иными словами, передняя кабина - основная.
Если не учат, а катают кого-то (или не слишком доверяют, после долгого перерыва и т.п.), инструктор садится в основную, переднюю кабину.
Желтая ручка слева - наддув (газ), узкая черная рядом - обороты (шаг винта), внизу маленькая черная - шасси.
Прямо в чашке сидения лежит парашют (т.е. пилот сидит на парашюте). Пристёгивается сначала парашют, потом собственно ремни. Фал парашюта прицеплен к сидению - если что, надо просто вывалиться из кабины, кольцо выдернется само.
Ручка в центре - управление рулём высоты (вверх-вниз) и элеронами (вправо-влево). Педали (там, где до дыр протёрто ;) - руль направления, который на самом деле служит не для изменения направления, а для создания/устранения скольжения (т.е. сам самолёт не поворачивает, а просто летит слегка боком. Хотя, можно им и повернуть, только долго и нудно получится.
Заправка.
Баки в крыльях, заправка обычным 95-м бензином (желательно не с любой бензоколонки ;)
Вид снизу не очень презентабельный - всё в масле..
А это ЯК-18Т, он же "Т-шка".
Похож на ЯК-52, но для пилотажа не предназначен (хотя, в принципе на нём можно и бочку и штопор выполнить).
Двигатель такой же как в 52-м, приборная панель похожа, хотя расположено все иначе. Четырёхместный. В отличие от цельнометаллического ЯК-52, здесь крылья выполнены из ткани со специальной пропиткой.
По ощущениям от пилотирования - более неповоротлив. Инструктор метко называл его "кораблём" (а 52-й - "истребителем").
В СССР ЯК-52 и ЯК-18Т были основными самолётами в ДОСААФ ("Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту"). На ЯК-52 учили спортсменов и военных, на ЯК-18Т больше готовили пилотов для гражданской авиации. И до сих пор на них готовят, т.к. ничего другого и нет особо.
Мне этот кадр очень нравится, а у некоторых (не будем показывать пальцем) почему-то вызывает нездоровые ассоциации вида "самолёт сломан".
На самом деле, его просто заталкивают на стоянку - своим ходом было бы дольше и менее удобно.
Посадка.
Внизу виднеется выпущенный тормозной щиток.
Собираются запускать двигатель запитав от аккумулятора "Волги ГАЗ-21". "Волга" удачно по цвету совпала :)
Гидросамолёт ("лодка") Л-42.
Сам самолёт отечественный (самарский, вроде), но двигатели импортные. Наши двигатели практически не ставят - слишком уж проигрывают по многим параметрам.
Винты углепластиковые (у ЯК-ов - дюралевые)
А это Piper Cherokee, прилетевший из Кронштадтского аэроклуба. У меня он уже неоднократно встречался в альбомах.
Маленький и самодельный, но вполне летающий STOL-701 (или "стол")
Тоже STOL CH 701, только больше повидавший в жизни.