Третий этаж
связан для меня не только с учёбой в ЛИТМО, но и с работой.
История такова - после окончания школы я пытался, как и многие из нашего класса, поступить в Политех (на отраслевой факультет ВТ).
Провалился сначала на экзаменах после подготовительных курсов, а потом и на основных: на физике попался два раза один и тот же 19-й билет, который я не знал, но это была не единственная проблема :)
В итоге не поступил. К счастью, ибо (судя по тому как были запарены потом поступившие отличники) всё равно бы вылетел.
Попытка поступить в ЛЭТИ была еще более скоропостижной - я туда пришёл, подал документы, походил по зданию и оно мне так не понравилось (кто был там, где рядом две лестницы по кругу наверх идут, тот в курсе) что я через пару часов вернулся и забрал документы ;-)
В итоге, пришёл в ЛИТМО и устроился лаборантом на кафедру ВТ (вычислительной техники) расположенную как раз на третьем этаже. Здесь, в 371-й аудитории я отработал около года. В обязанности мои и второго лаборанта (из 324-й) по идее входили две вещи - вынос мусора и пайка проводов. Однако, как-то нерегулярно мы этим занимались, а мой коллега иногда злоупотреблял сильнодействующими средствами - пару раз прятался в туалете от крокодилов или в своей аудитории изнутри запирался так, что туда попасть не могли :-)
Короче говоря, 99% рабочего времени я проводил за компом - сначала это была Искра-1030, потом Правец-16, затем Amstrad PC1640, югославская PC AT-286, IBM PS/2 Model 30 и, наконец ,вполне продвинутая PC AT 386. Там я изучил Turbo Pascal, Assembler x86 и вообще получил обширные знания в IT области.
Да, кто не в курсе - доступного Интернета тогда не было. Основной способ обмена софтом - 3.5 и 5.25" диски. Иногда - BBS (но модемом на 14400 по нашим тогдашним телефонным линиям много не скачаешь).
В итоге, после нас должность лаборантов на кафедре ВТ упразднили :-)
(на снимке - библиотека)
372-я аудитория. Как раз напротив 371-й, где я работал.
Сюда я частенько захаживал. Планировка сохранилась, только компьютеры здесь стояли другие - Искра 1030 (PC XT совместимая), а справа (за кадром) - Искра 226 (аналог Wang'a, на 580ИК80).
Теперь часть комнаты отвели под музей электронно-вычислительной техники.
Надпись на снимке сверху - "От русских счёт. От механики к электромеханике и электронике".
Слева направо (крупные): "RASA", "Элка 22", "Искра 110"
Верхний ряд:
Rheinmetall - клавишно-суммирующая машина с печатающим устройством для бухгалтерских расчетов
? - клавишно-вычислительная машина с автоматическим выполнением 4-х арифметических действий
? - арифмометр на базе видоизмененного ступенчатого валика (валика Томаса).
В нижнем ряду - арифмометры на базе колеса Однера различных модификаций.
За стенкой, как и во многих других комнатах на кафедрах, - место для чаепития
"ЛИТМО 40 лет. 17 декабря 1977"
"ЛИТМО 50 лет"
Табличка в коридоре:
"С 1962 по 1986 год кафедру Вычислительной техники возглавлял Лауреат Государственной премии СССР
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
доктор технических наук
профессор
Майоров Сергей Александрович
ноябрь 1987 г."
В конце коридора, ближе к переходу в старое здание, к концу моего обучения поставили будку с ксероксом. По-моему, она так и стоит.
А это уже старое здание.
Его особенностью является жуткая запутанность в некоторых частях, из-за чего даже старейшие сотрудники института не могут даже примерно подсказать местоположение отдельных аудиторий.
В правом дальнем углу был вход в комнату, где стояла машина СМ-4 "Мера" с десятком терминалов. У нас там были занятия по чему-то типа прикладной математики, но я был один раз. Редактор TED меня не очень вдохновил - слишком уже я был избалован на тот момент.
В итоге, лабораторная на Фортране была сделана следующим образом: пишем что нужно на Паскале, берём книжку про Фортран, заменяем операторы на Фортрановские так, чтобы было внешне похоже. Распечатываем результаты работы программы на Паскале и исходник, переделанный на Фортран. Сдаём.
Преподаватель впал в глубокую задумчивость. В нём явно боролись два чувства - с одной стороны, вроде как Фортран, с другой - явно что-то не то. Но результаты-то есть! ;-)
Большая поточная аудитория, как раз рядом с холлом из предыдущего снимка
Какая-то маленькая аудитория, дальше по коридору
Здесь у нас была "вышка", как сейчас помню. Не только "вышка", конечно, но "вышка" очень запомнилась :(
В некоторых местах (типа теории относительности и дискретной математики) у меня вообще провалы в памяти - как будто этого не было. Наверное, защитная реакция организма.
Вспомнил - ещё электроника здесь была. Кулагин вёл, очень нас мучал (правильно делал, впрочем). Любил взять конспект, открыть его на произвольной странице и что-нибудь спросить (причём, можно было уйти и советоваться с кем угодно - обычно вопросы были такими, что это слабо помогало :). Те, кто не были на занятиях и конспекты изготавливали методом переписывания с одногруппников - испытывали большие затруднения.
Помню, мне он как-то показал на схему усилителя на паре транзисторов, ткнул в неё пальцем и попросил объяснить что здесь не так. Я парился два часа и не смог ответить. И никто, с кем я советовался - не смог. Оказалось очень просто - на условном обозначении транзистора до базы не была доведена линия (доходила только до кружка :)