Как вы, возможно, слышали, уже давно существуют планы по реконструкции острова Новая Голландия, постройки на котором являются памятниками архитектуры.
Изначально, при Петре I, здесь хранился лес для постройки судов. В советское и послеперестроечное время остров занимали военные. Время от времени возникали идеи открыть его для жителей города и туристов, но никто не брался за столь масштабный проект, да и военные оттуда выезжать не хотели.
И вот, недавно военные покинули остров и реконструкция всё-таки состоится. Многое в результате будет снесено и перестроено, поэтому я решил воспользоваться возможностью (большое спасибо Дмитрию Сухину) и запечатлеть Новую Голландию такой, какой она была много лет и какой её уже увидеть будет нельзя. Напомню, что вокруг острова мы уже ходили, в 97-м альбоме. Сегодня посмотрим что же внутри.
Чтобы можно было как-то ориентироваться в снимках, посмотрите план.
Зайдем на остров по 1-му мосту Круштейна (со стороны Адмиралтейского канала).
По левую руку видим здания, построенные под склады леса, по правую - корпуса Менделеевской лаборатории.
Здесь, соответственно, наоборот :)
Про лабораторию сказать совсем ничего не смогу - нет информации.
Со складами попроще. Сейчас мы туда зайдем.
Как я уже сказал, это бывшие склады для сушки и хранения корабельного леса. Это основные постройки на острове и именно они видны снаружи и известны нам всем, вместе со знаменитой аркой.
До 1763 года склады были деревянными, построенными И.К.Коробовым.
При Петре I (т.е. в первой трети XVIII века) здесь была одна большая верфь, называвшаяся "Голландией", а острова, как такового, не было. Он появился в 1719-м, когда прорыли Крюков и Адмиралтейский каналы.
Правда есть еще одна версия, в соответствии с которой никакой верфи тут не было, а название пошло от слобод голландцев-мастеров, стоявших по соседству.
В 1763 году деревянные склады снесли и построили каменные, по проекту С.Чевакинского. Обработку корпусов, углов комплекса предложил Ж. Б. Валлен-Деламот.
Примерно в таком виде они и сохранились до наших дней, только были сооружены перекрытия, кое-какие лестницы и подъемники (на снимке).
Кое-что, мне кажется, очень старых времен. Скажем, вот эта конструкция с заклепками.
В советское время на острове располагались склады военно-морской базы и швейная фабрика.
После перестройки небольшую часть острова арендовали коммерческие структуры.
Я, конечно, отбирал кадры получше, но местами там ощущение такое, что военные не просто покидали остров, а отступали перед превосходящими силами врага, но взорвать объект не успели :)
Валяется какая-то сломанная мебель, просыпанная мука, клочки бумаг, тряпки, старые вещи, доски..
В послеперестроечное время нехватка желающих вкладываться в реконструкцию была обусловлена главным образом необходимостью сохранять здесь исторические постройки, которые для нашего бизнеса как кость в горле - выгоднее снести всё под ноль и построить элитное жилье как можно большей высоты.
Однако, каким-то образом всё же договорились.
Стяжка - чтобы здание не разваливалось
Тельфер, как объясняет БСЭ - (англ. telpher), подвесное грузоподъёмное устройство с электрическим приводом.
Кто-то, наверное, здесь заблудился, а может был заточён и пытался рисовать на стенах картины и призывы о помощи ;-)
Лестница, похоже, начала XX века.
Там еще одна такая же была, некрашеная.
Водоем в центре острова - внутренний бассейн.
В начале XVIII века это был пруд, в центре которого, на островке, стоял небольшой дворец, где Петр I отдыхал при посещениях верфи.
Справа, за жёлтым зданием, находится крытый опытный бассейн, построенный в 1893 году. Там в 1900..1908 гг. ученый А.Н.Крылов проводил опыты по непотопляемости кораблей.
Большинство построек на этих трёх снимках - советского времени.