В продолжение давно начатого рассказа о Хельсинки,
уделим пару альбомов зданиям, построенным в середине-конце
XX века.
Комментарии, примерно поровну, написаны мной и Михаилом
Пярняненом.Я не стал отмечать кто что писал - не
суть важно, да и догадаться нетрудно по стилю, а также учитывая, что
Михаил живет в Хельсинки.
Начнем с пары-тройки
домов построенных в первой половине XX
века.
В этом здании,
помимо прочего, сейчас размещается биржа труда Финляндии. Я зашел туда
(за компанию, а не затем что вы подумали :) из любопытства. Внутри снимать
не стал, но могу сказать что поведение людей и чиновников в этом чисто
государственном учреждении сильно отличается от нашего. Так, к примеру,
стоит очередь к окошку за которым сидит чиновник (человек 7-8). Так вот,
между человеком который в данный момент общается с чиновником и
остальной частью очереди естественным образом поддерживается некая
дистанция (1.5-2 метра). Типа, неприлично слушать что за дело там
обсуждается.
Ну и конечно все чистенько и компьютеризированно. Автомат выдает
талончики с номером в очереди, а на табло зажигается текущий
обслуживаемый номер (впрочем, это и у нас уже применятся, только редко,
да и работает нестабильно).
Здание той же эпохи на
улице Хяментие (метро Сёрняйнен).
Очевидно, 1930-е, стиль - конструктивизм.
В Питере такие здания попадаются - например, на
площади Кирова.
Та же улица.
Думаю, что
этот дом тоже первой половины XX века.
Труба на заднем плане - система принудительной вентиляции. Включается
много раз в сутки, в определенное время.
Температуру поддерживает другая система, следящая за теплотой воздуха
непосредственно в каждой комнате (Из бойлерной в подвале каждого дома
горячая вода всегда готова поступать в батареи (трубы медные), а
в квартирах на каждой батарее - "хитрые" краники на основе
биметаллических пластин - станет прохладно - они приоткроются, и
стандартное значение (21 градус или чуть теплее) будет восстановлено.)
Так что и гула вентиляции практически не услышишь, и сквозняков
практически нет, и не холодно.. Таких вещей, как "плановые" отключения
горячей воды на профилактику или опрессовку целых районов, финны просто
не могут себе представить. ;-)
Все
три упомянутых здания находятся в центральной части Хельсинки.
Теперь посмотрим на
окраины..
Это только что сданный дом в районе Пуотила, возле
моста через пролив Вартиокюля. Улица Мериполлонтие. В двух шагах от
этого дома линия метро вырывается на поверхность, и дальше уже идет по
мосту..
Метромост и поезд метро,
по нему идущий.
В Финляндии удобная система
оплаты транспорта (кажется, распространенная в Европе).
Бумажный билет покупается на определенное время в течении
которого можно ездить на любом виде транспорта (время покупки плюс 1 час
отпечатано на билете). Билет необходимо показывать водителю при входе.
Если это проездной/карточка,
то она бесконтактная (ввели новый стандарт год назад) - подносишь к аппарату в любом виде транспорта и
нажимаешь на кнопку, после чего ездишь свой час (с карточки снимается
нужное количество денег). Контролер может проверить билет или карточку и
оштрафовать.
Проверяется карточка просто - подносится к аппарату и если зажигается
зеленая лампочка, значит ездить еще можно. В метро стоят автоматы на
которых можно посмотреть сколько на карточке осталось денег, времени
текущей поездки и т.п. Даже распечатать отчет.
Еще можно покупать билеты с мобильного телефона - посылая SMS
на специальный номер. Стоимость билета снимается со
счета, а контролерам показывают полученную от робота SMS-квитанцию на которой указано время до
которого можно ездить.
Станции метро бывают
подземные и наземные (как эта - Растила).
Вверху на табло
можно видеть время до прибытия поезда, его длину (условно отображается
1,2,3 вагончиками) и конечную станцию.
Вместо объявления
"осторожно двери закрываются" - короткий звуковой сигнал.
На этой же станции -
странное оформление в виде чередования ржавых и блестящих
(из нержавейки) панелей. Как
мне объяснили, это стиль оформления такой :)
Некоторые новые дома также частично отделывают ржавыми панелями.
Издалека смотрится хорошо, но вот вблизи.. :)
Подземная станция
(Сёрняйнен).
В отличие от нашего метро, здесь станции похожи друг
на друга.
Все они неглубокие - эскалаторы примерно как у нас на
пересадках. Интересно, что если долго никто не подходит к эскалатору,
тот останавливается и ждет.
Параллельно эскалаторам установлены наклонные лифты
для инвалидов.
В вагоне.
Из интересного можно отметить что:
1.Зимой на наземных станциях двери в вагоне сами не
открываются (дабы холодный воздух не пускать) - нужно нажать специальную
кнопку.
2.Шум в вагоне не очень сильный - можно нормально
разговаривать.
Еще об общественном транспорте - проезд человека
с коляской везде бесплатный. Причем частенько этим злоупотребляют -
ребенок бегает в ожидании автобуса и при необходимости забирается в
коляску :)
Обратите внимание на
грядки за метромостом. Это участки специально выделяемые для тех финнов,
что любят покопаться в земле. Поскольку таковых желающих куда меньше чем
у нас, соответственно и масштабы явления более скромные :)
Выращивают они конечно не картошку, а цветы или яблоню какую-нибудь.
Эта дорожка -
велосипедно-пешеходная.
Для велосипедов созданы
все условия - дорожек очень много, да и машины будут уступать на обычной
дороге.
Все дорожки освещаются все темное время суток, несмотря
на то, что из-за небольшого населения на окраинах по ним проходят или
проезжают чрезвычайно редко.
Это к вопросу об экономииевропейцев. Сравните с тем, что нам говорят по телевизору
:)
Рынок на площади
Хаканиементори.
Рынок этот, как и на Кауппатори, что перед президентским дворцом,
открыт где-то до 14 часов. После этого все палатки стремительно
сворачиваются электрические кабели/удлинители отключаются, проходит
поливальная машина и - перед вами обычная площадь, блестит влажной
брусчаткой. Не догадаешься, что еще полчаса назад на этом месте
торговали чем-то.
Теплоэлектростанция
интересной архитектуры.
Как было правильно
замечено - похоже на SimCity :)
Этот участок района Сёрняйнен
будет перестраиваться по градостроительным планам Хельсинки. Раньше все
это было промзоной, недалеко грузовой порт. Но постепенно жилые районы
теснили его, да и побережье почти в центре Хельсинки - весьма
лакомый кусочек для инвесторов.. Короче говоря, только что принято
решение о переносе грузового порта на новое место, из центра на окраину,
с постройкой подъездных путей и всей прочей нужной инфраструктуры. А
там, где сейчас электростанция, раскинется элитные жилые комплексы..
Кстати, планы по переносу промзоны уже стремительно выполняются - в двух
шагах от этого места, с другой стороны дороги, за считанные месяцы
аккуратно снесли до основания огромный элеватор, и построили на
его месте красивую группу многоэтажек.
"Конторский" участок в
том же районе Сёрняйнен.
Замечание относительно
плотности застройки в центре и скверов/мест для
стоянки и т.п.:
Как, видимо, понятно, плотность
застройки сильно зависит от наличия частной собственности на землю.
В прежние времена (первая половина XX
века?) дома строились почти вплотную и,
соответственно, в центре города мало пустых пространств (хотя скверы
по-возможности пытаются туда впихнуть). Здесь ситуация аналогична той
что есть в историческом центре Питера.
Однако на данный момент земля хотя и в частной
собственности, но уже вся раскуплена и принадлежит очень крупным
компаниям, которые в рамках большого куска собственной земли могут
планировать районы оставляя больше свободного пространства для парков и
прочего. Я так понял ситуацию.
Этот кадр иллюстрирует
сходство некоторых районов Хельсинки с отечественной застройкой
советских времен.
Обратите внимание на белую стену, на которой
нарисованы бабочки. Этот фундамент, да сквозной тоннель, въезд в который
справа - вот все, что осталось от того самого элеватора, про который
говорилось выше. Теперь и не подумаешь что было на этом месте совсем
недавно.. Домам - наверно, около года. Район все тот же, улица Сёрняйнен
рантатие.
Вот дома построенные
сравнительно недавно (Район Итякескус, улица Илотулитустие). Как видно - здесь много места для зелени, детских
площадок и т.п.
Это сравнительно дешевые
многоквартирные дома. Т.е. бывают еще более дорогие
многоквартирные дома и бывают дома на несколько семей, обычно еще более
дорогие.
Дом на одну семью - самый дорогой и малораспространенный тип жилья (в
городе, имеется ввиду).
Вообще, жилье в Финляндии дорогое, но
государство старается жителям страны это компенсировать.
Сами финны разделяют свое
жилье на следующие категории:
мониасунтойнен
тало - "обычный" многоквартирный дом; ривитало - "дома в ряд", при этом у вас с соседями по одной стене
общей (могут быть одноэтажными, или в 2-3 этажа, зависит от уровня
стоимости); паритало - "парный" дом - на две семьи; омакотитало - собственный, личный дом.
Подъезд
Слева виднеется "стоянка" для велосипедов. К этой
стоянке их часто приковывают замками / цепями.
Велосипеды воруют, хотя масштабы воровства несопоставимы с нашими.
Та же улица Илотулитустие (по-нашему -
Салютная).
Что можно видеть здесь:
1.На детской площадке валяются игрушки и их никто не
уносит.
2.На первом этаже есть "балкон" у которого окна-двери
выходят непосредственно на уровень земли, причем ограда весьма условна -
по большей части ее функцию выполняет зелень, чтобы затруднить обзор
людям с улицы.
3.На балконах не сушат белье и не устраивают свалки.
За последним очень следит местный "ЖЭК". Вообще, нельзя например,
установить без его разрешения "тарелку" спутникового телевидения, если
вы хотите это сделать вне границ своего балкона. С вероятностью почти
сто процентов - запретят. Очень волнуются по любому поводу, если это
хоть чем-то может нарушить общий архитектурный вид здания. Это
достаточно серьезно - в случае наплевательства могут и выселить.
И снова сравните все это с тем, что у нас принято думать о европейцах.
Нечего и говорить, что
все чисто и убрано.
Этим также занимается "жэковская" контора.
Преимущество финских дворников в том, что здесь практически все здорово
механизировано. Начиная от регулярной пострижки газонов во дворе, когда
работник ЖЭКа разьезжает на эдаком маленьком "тракторе", и заканчивая
уборкой снега и льда в зимнее время - тогда в ночной тиши на улицы и
дворы выходит мощная техника, сродни рудничной.. Кстати - финны посыпают
в гололед улицы не песком. Для этого используется мелкая каменная
крошка, несколько миллиметров в диаметре. Ее получают просеиванием через
специальные сита, когда где-нибудь нужно дробить скалы. Такая крошка не
добавляет грязи и дает бОльшее сцепление..
Но это еще не все - по весне, когда все это начинает таять, на улицах
появляются специальные машины - сборщики. Они собирают все эти мелкие
камешки, что накопились за зиму, свозят их на переработку, где их
промывают, просеивают и - на следующюю зиму пускают снова в оборот! Так
что это - практически безотходная технология.
Если зайти в дом (с
предыдущего снимка), то попадаешь в такой вот коридор, от которого
отходят отдельные квартиры. На каждой надпись - фамилия владельца. Ключ
от любой квартиры подходит также и к замку парадной/подъезда.
Эти подьездные замки днем открыты, а вечером запираются
автоматически, в определенный час - скажем в 21. После этого
внутрь попадет только жилец этого дома, или тот, кого он сам впустит
внутрь..
На некоторых дверях весит бумажка "рекламу в почтовый ящик не бросать".
И не бросают ведь :)
Пол в коридоре моют
муниципальные службы.
Остекление таких коридоров распространено во многих
домах. Ночью в подьездах подсвечиваются неонками выключатели - зашел
человек, нажал - свет загорелся. Поднялся к себе домой - свет через
какое-то время, по таймеру выключился. Выключатели эти в каждом
коридоре, практически у каждой квартиры, очень удобно и электроэнергия
экономится.
В палатке дети играют.
Естественно, на газоне отсутствует битое стекло, мусор и "залежи"
собачьих куч. За нарушение выгула четвероногих друзей (вне специальных
собачьих площадок), либо за оставление где-нибудь на тротуаре кучи -
можно получить очень заметный штраф. Но собаковладельцы - народ
сознательный чаще всего, ходит за своими питомцами, не дает им
присаживаться там, где это запрещено, а в случае нужды - достают из
кармана специально прихваченный дома пакетик, и.. собирают в него с
тротуара все собачьи дела. Чтобы выбросить, куда положено
:)
Альтернативный вариант
жилья - 1-2 этажный дом на несколько семей. Типичный богатый
ривитало, т.е. "дома в ряд". Вид назадний
двор.
Перегородки как раз заделяют секции на каждую
семью. Сарайчики напротив секций очевидно служат для хранения
велосипедов и прочего инвентаря.
Начало улицы Илотулитустие. Различного
уровня и количества комнат квартиры.
Двор этого дома вы уже видели - это там лежали в песочнице игрушки.
Предлагаю вашему вниманию интереснейший документ - финскую памятку
для иммигрантов (на
русском языке).
Обратите внимание, как
точно подмечены многие вещи :)
Район Хертониеми, улица называется
Абрахам Веттерин тие - явно в честь какого-то иностранца с англоязычными
именем ифамилией, что редкость
для Хельсинки.
Видна школа со
спортплощадкой. Внешне напоминает наши школы советских времен.
Водонапорная башня,
очевидно начала-середины XX века постройки. Финны
любят строить водонапорные башни необычных форм.
Не удивлюсь если здесь снимали эпизод из "Люди в черном"
:)
Fiat.. Наверное,
это папа или дедушка нашей "копейки":)