Настало время рассказать об обновленном Витебском
вокзале. Рассказ будет состоять из двух частей - сначала
посмотрим на вокзал снаружи (включая платформы), затем внутри - на залы и
детали их оформления.
Витебский вокзал со стороны Загородного
проспекта.
Слева виднеется здание метро "Пушкинская". Справа - пригородные кассы
вокзала и перекрытие над платформами.
Не так давно (к 300-летию
Санкт-Петербурга) вокзал был реконструирован и отремонтирован. По
возможности старались восстановить его облик и интерьеры такими, какими
они были в начале XX века.
Как выглядел
вокзал до реставрации можно посмотреть в альбоме 19.
Вид на вокзал с противоположной стороны.
До постройки вокзала эта территория представляла собой плац
лейб-гвардии Семеновского полка.
Кроме того, до 1960-х здесь существовал Введенский канал (засыпан).
Возможно для того, чтобы продолжить Витебский проспект до Загородного.
Официально - малое течение и, как следствие, гниение воды.
На снимке видны пригородные кассы (современной постройки, но
более-менее в стиле всего остального) и платформы. Обратите внимание -
поезда отправляются со второго этажа.
Витебский вокзал был первым вокзалом
России.
Железная дорога называлась Царскосельской, поскольку отсюда
поезда отправлялись в Царское село (Пушкин) и Павловск.
Сначала вокзал был деревянным. В 1837 году с него отправился первый
поезд, который вел человек, под чьим руководством строили дорогу -
венский профессор фон Герстнер.
В 1849-1852 гг. построили новое здание,
по проекту архитектора К.Тона.
В 1900-1904 гг. его разобрали и
построили современное, по проекту архитекторов С.Бржозовского и С.Минаша
(в стиле модерн).
"Царский павильон" (рядом с
платформаминеподалеку от вокзала) - отсюда отбывали члены императорской семьи
(основной вокзал был предназначен для тех, кто рангом пониже).
Насчет
нынешней роли этого здания есть две версии.
Первая - что это режимный объект, имеющий отношение к МПС.
Вторая - что в нем находится платный зал ожидания - можно за
деньги, сидя у действующего камина, ожидать поезда.
Интерьеры сохранились и восстановлены.
Теперь поднимемся на второй этаж, к
платформам. Для этого пришлось купить билет до ближайшей станции (как,
кстати, обычно поступают безбилетники для прохода через турникеты
:)
Заодно поясню, как в Питере реализована
эта система. На всех вокзалах (и уже на некоторых станциях в городской
черте) стоят турникеты. На билете есть штрих-код, который
демонстрируется считывающему устройству турникета.
Контролеров, правда, не убавилось. В том числе и по вышеописанной
причине. Впрочем, если ехать сравнительно далеко - наличие контролеров
мало на что влияет. Цена билета до Кузнечного (конечная станция, если
ехать от Финляндского вокзала) - порядка 60 рублей. При этом,
естественно, контролеры вместо штрафа собирают по 10 рублей (если особо
деньгами не трясти :) Можно наблюдать, как чуть ли не все при появлении контролера с
готовностью вытаскивают десятки. У тех кто ездит регулярно, есть отработанная технология - что
надо говорить и как себя вести, чтобы гарантированно не попасть больше
чем на десятку.
Рядом с платформами, в стеклянном
футляре, стоит паровоз с вагончиками.
Это макет первого в России поезда, который отправился в 1837 году с
тогда еще Царскосельского вокзала.
Паровоз назывался "Проворный".
Макет установлен в 1987 году
С Витебского вокзала поезда уходят в
Беларусь (как раз справа стоит поезд "Минск -
Санкт-Петербург"), на Украину (из-за чего в 1960-х вокзал хотели
переименовать в Киевский :)
Также с этого
вокзала отправляются желающие попасть в Молдову, Прибалтику, Берлин,
Будапешт, Прагу, Варшаву а также города России:
Псков, Новгород, Калининград, Великие Луки, Смоленск, Ржев и т.д.
Из окрестностей Питера - вПушкин,
Павловск, Оредеж, Поселок, Новолисино и т.д.
На вокзале широко используются
металлические конструкции не только как инженерные, но и для красоты.
Что у нас, в отличие от других стран, не получило широкого
распространения.
Да, платформ на вокзале пять.
Витебский вокзал участвовал в съемках 110
фильмов, включая: "Анна Каренина", "Вокзал для
двоих", "Приключения Шерлока Холмса" (очевидно там, где Холмс с Ватсоном
уезжали "на континент" от профессора Мориарти).
Надпись вверху:
"Багажная подъемная машина"
Они и сейчас выполняет те же функции.
Вдалеке виднеются турникеты
В следующем альбоме мы увидим, как теперь
выглядят залы Витебского вокзала.
Также предлагаю вашему вниманию очередную коллекцию люков
Санкт-Петербурга и окрестностей - Часть
III.