Не так давно после ремонта и
реставрации был вновь открыт Троицкий (Кировский)
мост.
Так что сейчас его лучше всего снимать,
пока выглядит как новенький.
Через мост мы пойдем с
правого берега Невы (как раз от мечети,
которой был посвящен предыдущий
альбом) на левый берег. На всякий
случай: Нева течет из Ладожского озера
в Финский залив :)
Мост соединяет Каменноостровский (Кировский)
проспект и Троицкую (Революции)
площадь с Суворовской площадью перед
Марсовым полем.
Сам мост раньше назывался
последовательно: Петербургский,
Суворовский, Троицкий, Равенства (с 1917
года), Кировский (с 1934 года), снова
Троицкий.
Длина моста - 582 метра (до
постройки моста Александра Невского
это был самый длинный мост через Неву.).
Ширина - 23,6 метра.
История Троицкого
моста следующая:
В 1803 году здесь (точнее, у Летнего
сада) существовал Воскресенский (Петербургский)
наплавной мост (ранее, с 1786 года он был
в другом месте - у нынешнего проспекта
Чернышевского, тогда Воскресенского).
В 1825 году, после создания
Суворовской площади, она была
соединена с Троицкой опять же
наплавным Суворовским мостом (правда,
постепенно его начали именовать
Троицким). Причем теперь по берегам
уже стояли торшеры с фонарями (позднее,
уже после постройки постоянного моста,
были восстановлены(?)) и чугунные
решетки.
А.С.Пушкин писал жене именно про
наплавной мост:
"...Приключения мои начались у Троицкого моста - Нева была так высока, что мост стоял дыбом: веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился на Черную речку..."
Международный конкурс
на проект постоянного моста объявили
в 1892 году. Среди шестнадцати проектов,
в частности, был проект Густава Эйфеля
- автора знаменитой башни. Ему
присудили первую премию - 6000 рублей.
В 1896 году был объявлен второй
конкурс, на которым было лишь три
проекта и победителем стал проект
архитекторов В.Шаброля и Г.Патульяра
французской фирмы "Строительное
общество Батиньоль" который не мог
по формальным причинам участвовать в
предыдущем конкурсе (хотя был
представлен еще тогда).
Проект был дополнен отечественными
инженерами и архитекторами (например,
автор каменной эстакады - Г.Г.Кривошеин).
Мост строился с 1897 по
1903 год (как обычно, к дате - 200-летию
Санкт-Петербурга :)
В 1965-1967 гг. был переделан разводной
пролет. Ранее он поворачивался на
роликах (на 90 градусов) и открывал два
прохода для судов по 23 метра каждый.
После переделки пролет стал
однокрылым и подъемным, длиной 43 метра,
внешне похожим на другие, неразводные
пролеты.
На левом берегу сделали гранитный
арочный пролет, аналогичный тому, что
был на правом.
Кроме того, были расширены спуски к
воде, установлены гранитные скамьи.
Вид на стрелку
Васильевского острова со зданием
Биржи (кстати, ее ремонт закончен) и
Ростральными колоннами.
Вид на Дворцовый мост
и Кунсткамеру (справа)
Ф.САНЪ-ГАЛЛИ - Фабрика
Сан-Галли.
По идее, эти мелкие надписи тоже были
реконструированы в процессе
нынешнего ремонта
Фонари и купол
Исаакиевского собора
Спас-на-Крови
Хотя сейчас в городе
популярна ликвидация трамвайных
путей, однако на Троицком мосту они
были сохранены (лишь переделаны с
учетом современных требований).
Трамвайные рельсы уложены без шпал,
вровень с покрытием. Почти незаметно,
если не считать бортиков по краям.
А вот фигурные опоры, которые идут по
центру моста, до ремонта были чуть
короче (точнее, верхние части были
менее вытянуты).
Мост оформляют два
типа торшеров - с одним фонарем и с
тремя.
Как написано в источнике - верхний
шар имеет больший диаметр с тем, чтобы
все три казались одинаковыми.
Монограмма у
основания фонаря означает "Александр
III".
На этом снимке видно,
что "сегменты" на фонаре
имитируются при помощи переплетенных
проволочек.
Хотя цель у них наверное другая -
безопасность, если фонарь разобьется.
Как мне подсказывают, проволочки
появились в середине 1980-х. До этого
шары были неполными, открытыми снизу.
Вид на Дворцовый мост.
Обратите внимание, что решетка здесь (вдоль
разводного пролета) имеет другой
рисунок.
Говорят, что ее поменяли при
реконструкции разводного пролета.
Здесь я сделаю
небольшую врезку - Троицкий мост в
пасмурную погоду
Справа Суворовская
площадь и Марсово поле
Блестящий купол,
который несколько не в тему торчит
справа от мечети - буквально на днях
возведенная часовенка в память,
очевидно, о некогда стоявшей на
Троицкой площади Троицкой церкви.
Ну просто совсем она там не к месту,
особенно с таким куполом (покрытие
купола гладкое, без швов, что еще
больше бросается в глаза).
Вернемся, однако, к
ясной погоде :)
Две таких колонны-обелиска
стоят при въезде на мост со стороны
Марсова поля (Суворовской площади).
Напоминают Ростральные колонны.
Царских орлов в советское время
сменили на пятиконечные звезды.
Сейчас обоих птиц вернули обратно.
Также восстановили монограммы с
инициалами Марии Федоровны (см. справа)
и Александра III (упоминались выше),
картуши (обрамление текста) и короны
над ними
Текст на табличке
гласит (в переводе со старорусского :):
"Троицкий мост окончен в 1903 г. в
девятое лето благополучного
царствования ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
НИКОЛАЯ II. в бытность министром
внутренних дел В.К.Плеве,
градоначальником Н.В.Клейгельса,
Городским Головою П.И.Лелянова,
товарищем его С.А.Тарасова и членами
управы М.А.Аничкова, А.А.Бузова, М.Ф.Еремьева,
И.Т.Крюкова, И.П.Медведева, В.С.Петрова,
В.А.Тройницкого.
Постройка моста и составление
проектов производились под
руководством городской
исполнительной комиссии председателя
А.И.Глуховского и членов Н.А.Архангельского,
А.Н.Веретенникова, П.Н.Казина, Н.В.Клименко,
Ф.Б.Нагеля, А.И.Ковшарова, А.Г.Редько, М.Ф.Андерсина
и П.А.Лихачева.
Представителя от Министерства
Внутренних Дел Л.И.Новикова и
представителей от министерства Путей
Сообщения Л.Ф.Николаи, Ф.Г.Зброжена, Н.Б.Богуславского,
А.Б.Бернгарса и Г.Н.Соловьева при
участии Комиссии от ИМПЕРАТОРСКОЙ
Академии Художеств под
председательством Р.А.Гедике и членов
Л.Н.Бенуа, А.Н.Померанцева, М.П.Боткина,
Г.И.Котова и М.А.Чижова.
Металлическая часть моста с каменными
опорами длиною 225 саженей построена
французским строительным обществом
"Батиньоль" по проекту им же
составленному, при председателе общ.Ю.Гузньи,
Администраторах Е.Фуке и Л.Гальяре.
Каменная часть моста дл.38 с. построена
А.Симоновым и Е.Кнорре по проекту Г.Г.Кривошеина
".
Удивляет масса пропущенных точек,
странный выбор размера букв и явная
нехватка места для них в конце текста.
Трудно сказать при какой из
реставраций появились эти проблемы :)
Символика на рострах
По оси Троицкого моста
проходит Пулковский меридиан.
Вид на мост от
Суворовской площади
И, наконец, окинем
прощальным взглядом другой берег Невы
с мечетью из предыдущего альбома..