Бpодячая Камеpа

Альбом 228

 

Как я и обещал, сегодня местом нашей прогулки будет ледокол-музей "Красин", который стоит сейчас в конце набережной лейтенанта Шмидта.

 

Ледокол "Святогор" (первое название) был построен в 1916 году на фирме "Армстронг" в Ньюкастле по заданию российского министерства торговли и промышленности.
Проект адмирала С.О.Макарова.

35 лет этот ледокол был самым мощным в мире.

Это был второй, после Ермака, ледокол, а не ледорез (каковые существовали и раньше). В процессе работы он выползает на лед и давит его своим весом. При зимовке такое судно не раздавят льды - его на них просто выдавит.

В начале Гражданской войны ледокол участвовал в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не позволить английским интервентам войти в бухту, "Святогор" в конце 1918-го года был затоплен. Город, тем не менее, был взят и командир судна вместе с частью моряков участвовавших в затоплении - расстреляны.
Сам ледокол был поднят со дна противником и в 1920-м уведен в Англию.

Через несколько месяцев "Святогор" арендовали у англичан с целью вызволить из ледового плена пароход "Соловей Будимирович". Совместно с ледорезом "III Интернационал" и в результате совместных усилий разных стран эта задача была решена. 
Однако, "Святогору" пришлось вернуться в Англию.

В 1921 году после усилий предпринятых Л.Б. Красиным (дипломат, нарком внешней торговли и промышленности Советской России и СССР) и кораблестроителем академиком А.Н.Крыловым, а также выплаты полной стоимости судна, оно было передано Советской России. 
После смерти Л.Б.Красина, в 1926 году, ледокол был назван его именем.

Сначала он использовался на Балтике, в конце 1920-х начал ходить по Ледовитому океану

В 1928 году "Красин" участвовал в спасении экспедиции Умберто Нобиле. В мае итальянский дирижабль отправился в экспедицию к Северному полюсу и не вернулся. 3 июня радиолюбитель Н.Р.Шмидт из села Вознесенье-Вохма поймал сигналы бедствия, вскоре удалось установить координаты упавшего дирижабля.
На спасение был направлен "Красин" с капитаном К.П.Эгги. На борт был взят самолет.

Кроме того, участвовало еще 16 самолетов, около 20 судов. Интересно, что США и Англия отказались участвовать, сославшись на отсутствие средств.

В конечном итоге сам генерал Нобиле был спасен иностранцами (которые сами при этом потеряли много людей), все остальные выжившие члены экспедиции - красинцами.

На обратном пути, несмотря на повреждения своего судна, экипаж "Красина" отремонтировал терпевший бедствие  "Монте-Сервантес" (тот получил пробоину) и таким образом спас почти 2000 человек, главным образом туристов.

В 1933 году ледокол совершил поход к берегам Новой Земли чтобы срочно доставить продовольствие - первый в истории высокоширотный зимний рейс. Капитаном был Я.П.Легздин, а руководителем операции М.И.Шевелев.
В том же году "Красин" вывел "Челюскин", который застрял во льдах Карского моря. Однако позднее "Челюскин" застрял опять и "Красин" уже не успел его вытащить (хотя и пытался), Экипаж судна спасали летчики.
Затем, в 1937 году, во время поиска пропавшего самолета "Красин" был вынужден остаться на свою первую очень тяжелую зимовку к востоку от полуострова Таймыр.
После начала войны, в 1941-м, судно совершило свое второе кругосветное плавание. Во время захода в американские порты на нем установили артиллерию.

Всю войну командовал ледоколом М.Г.Марков, 300 красинцев получили награды.

В 1950-х "Красин" прошел капитальный ремонт в ГДР и Риге - его перевели на жидкое топливо (однако машина, насколько я понимаю, осталась паровой), укрепили корпус, сделали надстройку, из-за чего внешний вид судна сильно изменился.

Характеристики ледокола:

Длина - 99,8 м, ширина - 21,68 м, водоизмещение - 10 200 т, суммарная мощность на трех гребных валах - 11 400 л.с.(до реконструкции было 10000 л.с.), скорость хода по чистой воде - 13,6 узла, осадка - около 9 м.

На картине слева - спасение экспедиции Нобиле.

 

Позднее ледокол использовался в качестве энергобазы Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения.

Последнее плавание ледокол совершил в 1990-м году

В музее ледокола почти 700 экспонатов.

Обстановка частично оставлена прежней (в рабочих помещениях), а частично переделана (в музее). Последнее, по словами экскурсовода, связано с тем, что коммерческая фирма, которой некоторое время принадлежал (?) "Красин" содрала весь паркет, предметы интерьера и т.п. прежде чем ледокол удалось у них отобрать.
В 1992 году судно было официально объявлено историческим памятником. Это, впрочем, не помешало попыткам отправить его на металл, пока он стоял в Кронштадте. Ледокол буквально отбила команда совместно с питерским ОМОНом (фактически, силой увели его в Санкт-Петербург). Потом за это капитана Л.Ю.Бурака пытались убить (а ему было уже 78 лет). 
С мая 1999 года ледокол находится у набережной лейтенанта Шмидта.

Недавно "Красин" передали музею Мирового океана города Калининграда, причем, вроде бы, судно останется в Санкт-Петербурге, в качестве филиала музея.


Подробнее о ледоколе "Красин" можно прочитать, например, здесь и здесь

 

HistoryContentsMail
prev. album (227) (C) Петp Соболев next (229)

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal