Сегодня я порадую любителей
индустриальных пейзажей - мы побываем на
дамбе, соединяющей Кронштадт с северным
берегом финского залива.
Дамба создавалась и
создается (работы сейчас идут очень
медленно, хотя в связи с 300-летием
разговоров прибавилось) с двумя целями:
1.Защита Санкт-Петербурга от наводнений.
2.Как часть кольцевой дороги (чтобы
разгрузить город от машин, особенно
грузовиков, которые идут сейчас через
исторический центр). Дамба должна
соединять южный берег залива с
северным (Ораниенбаум с Горской) через
Кронштадт.
Сейчас существует только участок
Горская (недалеко от Питера, по
Приморскому шоссе) - Кронштадт. Да и он
должен быть очень сильно расширен и
укреплен. Сами видите, какой ширины
"будущая кольцевая" сейчас.
Интересно, что дамбу
предлагал строить еще фельдмаршал Б.Миних
в 1727 году. Система дамб высотой около 4
метров должна была огораживать каждый
остров и весь город целиком.
В XIX веке П.П.Базен разработал проект
заградительной каменной дамбы. Были и
другие предложения.
Нынешний проект был разработан к 1978
году, при участии 66 организаций.
Еще с начала строительства (1979 год), а
особенно
во время перестройки, было много разговоров
насчет нарушения экологии после
появления дамбы (вода застаивается,
растут водоросли и т.п.). В 1990 году
строительство было прекращено.
Однако, разобраться в проблеме уже
давно не представляется возможным,
уж больно вопрос это острый и денежный
- специалистов привлекают обе стороны
:)
Это, насколько я
понимаю, должны были быть шлюзы
Здесь (как, впрочем, и в
других местах дамбы) любят снимать
клипы и фильмы
Cюда, наверх шлюза,
можно поняться. Правда, один из них
охраняется собачкой на поводке,
перемещающемся по проволоке вдоль
всего шлюза (это называется "рыскало").
Внутри - заброшенные
сооружения
Вдалеке виднеется
Кронштадт (купол Морского собора)
Второй известный
объект на дамбе - виадук "в никуда".
На него мы, пожалуй, поднимемся
Дорога здесь
задумывалась широкая.. Даже по проекту
советских времен - 6 рядов, при общей
ширине дамбы 30 метров и высоте 8 метров.
Чтобы люди не особо
падали вниз, когда-то здесь сделали
деревянное ограждение. Но это было
давно :)
Позади виднеется
второй аналогичный виадук,
разобранный.
Здесь участок
недостроен. Довольно высоко, хотя по
снимку это не очень ощущается.
Завершим
прогулку цитатой из "Путеводителя
по Ленинграду" 1933 года:
"Наконец, Ленинград в 1937 г. больше не знает висевшей над
ним с основания постоянной угрозы наводнения.
Сооруженная грандиозная дамба от Ораниенбаума до
Кронштадта и от Кронштадта к Лисьему Носу встречает
морскую нагонную волну, принимает на себя ее удары,
задерживает, не допускает до Ленинграда, и водная стихия не
прорывается и не затопляет Ленинграда. По дамбам с мостами
вьется круговая железная дорога, соединяющая Кронштадт с
Ленинградом и оба берега залива".
Как видно, со сроками здорово
промахнулись :)
Подробнее об истории и назначении
дамбы, о проблеме наводнений в Питере, можно почитать здесь