Ну вот, мы подошли к очередной
круглой цифре - двести альбомов. Это 5
тысяч обработанных
снимков (примерно 220 мегабайт) и текстов - пять с небольшим лет
работы (хотя и не очень пыльной :)
Сегодня мы побываем в Музее
ракетостроения и космонавтики.
Музей находится в
Иоанновском равелине Петропавловской
крепости (если пройти через мост
ближайший к метро Горьковская, то вход
будет сразу за воротами справа.
Раньше, в 1930-х, здесь размещались
мастерские и испытательные стенды
Газодинамической лаборатории (ГДЛ-ОКБ),
где под руководством В.П.Глушко
разрабатывались первые в СССР
жидкостные реактивные двигатели.
А 12 апреля 1973 года (в День
космонавтики) был открыт музей.
Первый зал посвящен
основоположникам отечественного
ракетостроения - К.Э.Циолковскому (родился
в 1857-м году в Ижевске), Н.И.Кибальчичу, Ф.А.Цендеру,
С.П.Королеву, Н.И.Тихомирову, В.П.Глушко
и другим.
На витрине:
"Звездоплаватели"
К.Э.Циолковского
"Полет в межпланетное пространство"
Макса Валье (1926 год)
"К.Э.Циолковский 1857-1932. К столетию со
дня рождения"
"Грезы о земле и небе" К.Э.Циолковского
Небольшой зал
посвященный, главным образом, выводу
на орбиту первого искусственного
спутника земли в 1957 году (макет под
потолком).
Газеты, вышедшие в тот
день.
Вот здесь.фрагмент
одной из них.
"Двигатель ОРМ-8 со струйными форсунками"
ОРМ - Опытный Реактивный Мотор
Интерьер мастерской
лаборатории
"... агрегат
двигателя РД-2"
Какой-то из ранних
экспериментальных жидкостных
двигателей...
Да, в качестве лирического
отступления:
Двигатели бывают твердотопливные и
жидкостные. Твердотопливные дешевые и
простые, их используют как в во всяких
фейерверках, так и в военных ракетах (не
всех). Серьезной проблемой является
большая скорость сгорания топлива и
невозможность управлять процессом.
Поэтому ракеты с такими двигателями не используют для вывода в космос
человека и спутников оборудования (исключение
- использование твердотопливных
ускорителей, например при выводе на
орбиту Шаттлов).
Жидкостные, которые устанавливают в
пилотируемых кораблях и некоторых
военных ракетах, лишены этих
недостатков, но дороги, сложны в
обслуживании, топливо часто
взрывоопасно и иногда ядовито. В СССР
первые такие двигатели ("ОРМ")
были разработаны в 1930-1931 году именно в
ГДЛ.
К 1933 году были созданы
более-менее устойчиво работающие
двигатели (топливо - керосин,
окислитель - азотная кислота).
На этом снимке - несколько
экспериментальных РЛА (Ракетных
Летательных Аппаратов) разработанных
в 1930-1933 гг. Кстати, некоторые из них (или
их макеты) вы уже видели в альбоме
про Артиллерийский музей.
В следующем зале стоят
несколько серьезных ракетных двигателей
(с помощью которых выводили на орбиту
спутники и человека),
макеты космических кораблей и один
настоящий спускаемый аппарат.
Жидкостный ракетный
двигатель РД-0110
Разработан конструкторским
бюро химавтоматики (г.Воронеж)
Министерства общего машиностроения в
1963-1967 гг.
Главный конструктор С.А.Косберг.
Назначение - использование в
составе третьей ступени
ракетоносителя "Союз" главного
конструктора С.П.Королева: запуск
искусственных спутников земли серии
"Космос", космических кораблей
"Восход", "Союз-Т", "Союз-ТМ",
космических аппаратов "Прогресс",
"Луна", "Прогноз", "Молния",
"Зонд", "Марс", "Венера"
и др.
Характеристика:
Тяга в пустоте - 30380 кгс (298кН)
Удельный импульс тяги - 326 кгс*с/кг (3195 м/с)
Давление в камере - 69,5 кгс/см3 (6,8
МПа)
Время работы - 240 с
Масса - 412,5 кг
Компоненты топлива:
окислитель - жидкий кислород
горючее - керосин
Изготовители: Воронежский
механический завод
Конструкторское бюро химавтоматики.
Макет космического
корабля "Восток"
Двигатель РД-108 "Восток"
ЖРД разработан опытным
конструкторским бюро, выросшим из
Газодинамической лаборатории (ГДЛ-ОКБ).
С помощью двигателя РД-108 "Восток"
и его модификаций были обеспечены
успешные полеты искусственных
спутников Земли, Луны и Солнца,
автоматических станций на Луну,
Венеру, Марс и пилотируемых кораблей
"Восток", "Восход", "Союз",
"Союз-Т"
Назначение - вторая ступень ракет-носителей
Годы разработки - 1954 - 1957 гг.
Тяга в пустоте - 942 кН
Удельный импульс в пустоте - 3089 м/с
Компоненты топлива
Окислитель - жидкий кислород
Горючее - керосин
Давление газов в основных камерах
сгорания - 5,1 МПа
Степень расширения газов в основных
камерах сгорания - 150.
Макет (сильно
уменьшенный) автоматической
межпланетной станции "Марс-5" (1973
год) со
спускаемым аппаратом (вверху). Внизу
лежит фотопанорама участка Марса
снятая этой станцией с орбиты (впервые
же посадка на Марс была осуществлена в
1971 году - аппаратом Марс-3)
Насколько помню, это -
автоматическая межпланетная станция
"Венера-9(10?)" со спускаемым
аппаратом. Впервые в мире передала на
землю изображение другой планеты (в 1975
году)
Интересно заметить, что в СССР
реализовывалась программа освоения
космоса (Луны, планет) автоматическими
станциями. В США, напротив,
реализовывали очень дорогой и сложный
(однако, более эффектный) проект по высадке
человека на Луне.
Позднее они пошли по тому же пути что
и СССР.
Скафандр для выхода в
открытый космос и, видимо, противоперегрузочное кресло.
Спускаемый аппарат
космического корабля "Союз-16" (настоящий).
Совершил посадку 7 декабря 1974 года и
был передан в дар музею
конструкторами ракетно-космической
техники.
Предназначен для размещения экипажа
на участке выведения космического
корабля "Союз" на орбиту, при
управлении кораблем в полете на
орбите, во время спуска в атмосфере и
приземлении.
Масса 2,8 тонн
Максимальный диаметр 2,2 метра
Длина 2,16 метров
Свободный объем 2,5 метров.
Корпус - герметический, выполнен из
алюминиевого сплава. В нем размещены
два закрытых, отстреливаемых крышками,
парашютных контейнера. На лобовой
части установлены 4 двигателя мягкой
посадки. Спускаемый аппарат рассчитан
на посадку в любое время года на
грунты различного типа и открытые
водоемы.
На
английский всю фразу решили не
переводить. Наверное, чтобы туристы не
впадали в задумчивость :)