Бpодячая Камеpа

Космодром Байконур. Стартовый комплекс "Энергия-Буран"

 

Про город я немножко рассказал, теперь приступим к более интересной части - собственно, космодрому.
Как таковой, космодром занимает огромную территорию, расстояние между площадками (стартовыми комплексами, цехами и т.д.) измеряются десятками километров. В нормальном состоянии поддерживаются объекты, которые непосредственно участвуют в сборке и подготовке космических аппаратов к запуску. Всё остальное находится в состоянии от полузаброшенного, до руин. Вокруг объектов, соответственно, колючка и КПП.

 

В этом альбоме показано несколько объектов, относящихся к программе "Энергия-Буран"
Слева на снимке (и на снимке внизу) - монтажно-испытательный комплекс (МИК 112) где производили окончательную сборку ракетоносителя "Энергия" и орбитального корабля "Буран". [на карте]

Очень подробно о программе можно почитать на сайте http://buran.ru (снимок справа - оттуда), я же коснусь только сути:

С 1970-х годов в СССР разрабатывался ракетоноситель "Энергия" и орбитальный корабль "Буран" (аналог американского Space Shuttle). В конце 1980-х были произведены два успешных запуска, в том числе второй - с Бураном, который затем приземлился в автоматическом режиме на аэродром Юбилейный, неподалёку отсюда.

[видео (испытания, вывоз, пуск. 1988)]

Хотя во многом программа "Энергия-Буран" схожа с американской STS (Space Shuttle), было, помимо технологий и разницы в несколько лет, одно очень существенное отличие - ракетоноситель "Энергия" мог выводить на орбиту любой груз на внешней подвеске (массой до 100 тонн). Американская система могла выводить только сам орбитальный корабль, т.к. основные двигатели являлись его частью - без него это просто бак с ускорителями.

В итоге, после успешных испытаний наша программа была закрыта. Отчасти, ввиду отсутствия в стране средств (как раз в разгар перестройки), отчасти в силу отсутствия того, что Энергия могла бы выводить на орбиту (ни лунных, ни марсианских кораблей параллельно с ней не создавалось, а военные задачи, для которых был нужен Буран, отпали). Кроме того, Энергия-Буран была не вполне многоразовой.

В 2002 году, единственный готовый экземпляр "Энергии" и "Бурана" был уничтожен в результате обрушения крыши в МИК-112 (на фотографии видна эта разрушенная крыша).
Во время ремонта кровли рабочие уронили вниз инструмент, он пробил бак "Энергии", который находился под некоторым давлением. В результате, элементы крыши приподнялись из-за увеличившегося в цехе давления, а когда оно спало, всё рухнуло вниз. И ракетоноситель и корабль были полностью уничтожены - судя по фотографиям, там уже нечего было восстанавливать.

Итак, здесь вы можете видеть два транспортно-установочных агрегата. На них корабль перевозили из МИК-а на стенды и старты, а также переводили в вертикальное положение (традиционно, в СССР космические аппараты собирают и перевозят горизонтально, в отличие от США).

Интересно, что нижняя часть агрегата сохранилась ещё со времён "Н-1" (советская лунная программа). Переделана была только верхняя часть.

 

Поскольку всё сооружение, тем более вместе с кораблём, весит немало, - перевозили это всё четыре мощных тепловоза по двум железнодорожным путям (которые, вдобавок, специально укреплены на всём своём протяжении).

Вид от МИК-а.

Слева - корпус стенда динамических испытаний (туда корабль возили чтобы всячески его трясти и растягивать). Справа вдалеке - монтажно-заправочный комплекс.

Для запуска "Энергии-Бурана" строилось три старта. Два (на снимке) - исключительно для запуска. Они ни разу не использовались, по-моему и не были до конца достроены.

[на карте]

А вот третий - универсальный комплекс "Стенд-Старт" (УКСС). Собственно, с него и были осуществлены оба запуска.

[на карте]

Здесь всё заброшено много лет. Уже и трава сквозь конструкции проросла, проржавело - что могло ржаветь.

Масштабы - гигантские. Человек на этом снимке занимает примерно одну точку (пиксел).

Пламеотражательный лоток высотой (глубиной) около 40 метров.

Башня обслуживания (справа) перемещается по рельсам. Сейчас она отведена от старта.

 

 

Год или два назад было принято решение об использовании этого комплекса под российско-казахстанский проект "Байтерек" - для запуска создаваемых ракетоносителей "Ангара".

Между двумя белыми сооружениями как раз устанавливалась ракета. Прямо по центру кадра видны железнодорожные пути (правая колея).

До и после транспортировки они закрываются металлической гребёнкой, чтобы по рельсам могла свободно ездить колёсная техника.

В отличие от двух других стартовых комплексов, этот был также рассчитан на эксплуатацию перспективного ракетоносителя "Вулкан" (следующий после "Энергии" проект, нереализованный) который бы позволил выводить на низкую орбиту до 200 тонн груза.

К слову, хотел отметить сотрудника космодрома, который рассказывал об этом стартовом комплексе.

Человек работает в службе безопасности космодрома (как, насколько я понял, многие инженеры, кто раньше работал в по программам закрытым после перестройки) - очень интересно рассказывает, может ответить практически на любой вопрос. Он и на общие вопросы людям отвечал нормальным языком, и мне на конкретные технические - инженерным. Кроме того видно, что всё это ему близко и происходящее очень задевает.

Вот бы его попросить заняться организацией настоящего серьезного музея космодрома (уж как-то лучше, чем охранником, по-моему. И для людей пользы больше будет)

 

 

Слева на снимке - хранилище жидкого водорода, кислорода, азота.

Первая ступень "Энергии" работала на кислороде+керосине (боковые ускорители, на базе ракет "Зенит"), вторая (центральные двигатели) - на кислороде+водороде.

Азот использовался, в частности, при заправке - сначала баки заполнялись им, чтобы вытеснить воздух, затем уже заливались кислород и водород.

Вообще, работа с жидким водородом (температура -250 C) - хитрая штука. Упоминается, в частности, что на стартовом комплексе пришлось заменить десятки километров трубопроводов, т.к. при пропуске по ним жидкого водорода они разрушались. Оказалось, что из-за нарушения техпроцесса в стали из которой были изготовлены трубопроводы, оказались следы меди.

При первом запуске "Энергии", во время старта, она слегка "вильнула хвостиком" (на 3 градуса). В результате, как рассказывал местный инженер, металлические плиты находили потом в паре километров от старта. Не знаю насчет пары километров, но вот эти штрихи на опоре - как раз от них :)

Кабели и трубопроводы проложены на эстакадах.

Вдалеке виднеются два других стартовых комплекса "Энергии-Бурана".

Фотография из точки, куда устанавливается ракетоноситель. Конечно, перед запуском стоять здесь было бы не на чем - металлические плиты убираются, чтобы газы от работающих двигателей уходили вниз, в яму. Кроме того, перед и во время запуска всё непрерывно поливается большим количеством воды - во-первых, для оклаждения старта, во-вторых для того чтобы уменьшить акустическое воздействие работающих двигателей на ракету и оборудование.

Вышки с рожками - молниеотводы.


По "Энергии-Бурану" есть хорошая книга, написанная одним из главных конструкторов системы - Б.И.Губановым

Перейдем к следующему альбому

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal