Итак, в конце декабря 2009 года я провёл несколько дней на Байконуре. Было любопытно посмотреть, во-первых, как всё это выглядит в реальности и, во-вторых, что и как там устроено и организовано.
Конечно, весной и летом всё выглядит несколько более радостно (тюльпаны цветут и вообще растительность), однако зима там тоже бывает, в чём вы сейчас и убедитесь :)
Надо сказать, что после того как распался СССР и Байконур оказался на территории иностранного государства (Казахстана), плюс к тому было резко урезано финансирование - регулярных рейсов туда не было вообще. Т.е. из Москвы добирались на двух или трёх поездах.
Сейчас на Байконур летают два раза в неделю Уральские авиалинии (Ту-154), да и то, говорят, что регулярные рейсы начинаются только за некоторое время до пуска и прекращаются вскоре после него.
Раньше на Байконуре всё контролировалось военными, но не так давно полномочия были переданы Роскосмосу.
В результате, надписи "Роскосмос" всюду :)
Службы аэропорта - Роскосмос, безопасность - Роскосмос, и т.д.
Одно из предприятий в структуре Роскосмоса, упомянутых на вывеске - ЦЭНКИ (Центр Эксплуатации объектов Наземной Космической Инфраструктуры). Довольно часто встречаются машины и автобусы с их эмблемой.
Аэродром "Крайний" - один из двух аэродромов на Байконуре. Полоса - 3100 м. [на карте]
Есть еще второй - "Юбилейный", который строился для "Бурана" и сейчас используется для чиновников, перевозки грузов на космодром и т.п. Полоса - 4500 м. [на карте]
Забыл спросить, с чем связано название "Крайний".
Подозреваю, что это не в смысле "последний", а в смысле "с краю".
Аэродром - он действительно аэродром. До аэропорта не дотягивает, т.к. внутри выглядит примерно как какая-нибудь пригородная железнодорожная станция - десяток другой стульев, окошко для выдачи посадочных, древние весы для багажа и аппаратура для его просвечивания. Снаружи - место для машин и загончик перед полосой, с навесом. Персонал там появляется только непосредственно перед прилётом или вылетом самолёта.
Встречают казахские пограничники и российское МВД. Сразу с ходу спрашивают наличие командировочного и российский паспорт.
Забавляет запрет на фотографирование на территории аэропорта. Реально бегают и заставляют стирать снимки с флэшек ;) Причем, именно службы аэропорта. У нас вообще для ведомств такое поведение характерно - видимо, боятся что сфотографируют что-то негативное или какие-то нарушения процедур.
От аэродрома до города Байконур (бывший "Ленинск") - километров шесть.
Окраины Байконура - что космодрома, что города, кое-где застроены такими вот простенькими домиками. Иногда более, иногда менее замучанного вида. Похоже, там живут преимущественно казахи.
Очень выразительный памятник.
Местные называют его "рыбак" :-)
Кстати говоря, после переименования Ленинска в Байконур (в декабре 1995), теперь куда не едешь - получается, что все равно въезжаешь в Байконур. Или город, или космодром :)
На выезде из аэропорта, въезде в город, на космодром, и в ряде других мест - КПП. Проверяют документы. Либо (преимущественно) МВД РФ или СБ Роскосмоса.
Номер на этой машине - казахский. Российские номера чаще всего имеют буквы ХХХ и ККК (я так понимаю - имеющие отношение к космодрому или организациям его обслуживающим) и АА (остальные).
Площадь имени Ленина из окна гостиницы "Центральная", где мы остановились. Большое здание посередине - штаб.космодрома Байконур.
Собственно, сама гостиница "Центральная". Вполне приличная - три, практически честных, звёздочки.
Кроме неё в городе есть еще гостиница "Байконур" (я так понял, ей обычно пугают детей :), гостиница "Космонавт" (где живут космонавты и обслуживающий персонал) и гостиница "Спутник", построенная иностранцами т.к. некоторые иностранные гости не могли / не хотели жить в вышеперечисленных гостиницах
Бывший гарнизонный Дом Офицеров (сгорел)
На переднем плане - памятник В.И.Ленину
Противоположная часть площади.
Там, где вывеска "2010" - начинается и уходит вправо улица, которую местные называют "Арбат". Представляют собой пешеходную зону со скамеечками и фонариками. Имеется несколько кафешек и магазинов. Используется, соответственно, как место для гуляния.
Здание в центре - вроде бы музей связи.
Под вечер мы решили прогуляться и пошли на юг, в сторону окраины..
Здесь застройка годов, примерно, 50-х.
Кое-где попадаются дома, у которых окна заложены кирпичом. После перестройки многие отсюда уехали и дома начали пустеть, соответственно это такой способ консервации/защиты от вандализма.
Городской парк культуры и отдыха.
Колесу обозрения уже очень много лет, так что оно не работает.
Город кончился. Дальше пустыня (строго говоря, это наверное степь, но зимой это типичная пустыня :)
Местная достопримечательность - сероводородный источник. Это так местные его называют. Почему - не знаю. Сероводородом от него не пахнет ни разу. Но вода тёплая.
К слову о температуре замечу, что летом здесь жарко (до +40), а зимой холодно (до -35 бывает) и облачно. Нам повезло - было где-то -2..-6 и даже иногда выходило солнце.
Собственно, это чуть ли не единственное место для купания, т.к. в реке Сыр-Дарья (ниже на снимках) вода грязная.
Раньше река была значительно шире (местами - до 200 метров), но в связи с орошением полей и другими мероприятиями - очень сильно уменьшилась.
Темнело..
Вернулись на площадь Ленина.
Новогоднюю ёлку включили..
Немного поспали, и..
..пошли смотреть город дальше.
Железнодорожная станция "Городская".
Функции её сильно отличаются от вокзалов в обычных городах.
Рано утром сюда приходит ощутимая часть населения города, садятся в поезда (мотовозы) и их развозят по площадкам космодрома. Вечером привозят обратно. Ехать до объектов космодрома около часа.
Например, "пл.Прогресс" - вероятно, монтажно-испытательный корпус ЦСКБ "Прогресс"
На заднем плане - местная ТЭЦ.
"Паровоз Эу 709-81. Отреставрирован ФГУП "НПФ "КОСМОТРАНС" и установлен в честь 50-летия железной дороги космодрома Байконур".
"Космотранс" занимается именно железнодорожными перевозками. До 1990-х это делали военные.