После довольно долгого перерыва, возвращаемся в Кронштадт (остров Котлин).
На этот раз перемещаемся туда на пароме из Ломоносова (Ораниенбаума). Паром ходит несколько раз в день и перевозит как людей, так и машины. Дорога занимает минут 20-25.
Зимой тоже ходит (ледокол пробивает для него лёд, правда тот иногда замерзает и паром застревает).
Приближаемся к острову.
Как вы наверняка слышали, в Кронштадт ведёт дамба, предназначенная, с одной стороны, для защиты Санкт-Петербурга от наводнений, с другой - как часть кольцевой автодороги (КАД).
Однако, если её северно-восточная часть (до Горской/Лисьего носа) уже давно функционирует, теперь даже с нормальной дорогой, то по южной (до Ломоносова) проехать нельзя, из-за разрыва в районе Морского канала, через который регулярно проходят суда.
Вот они как раз проходят..
Для пропуска транспорта по южному участку дамбы под Морским каналом роют тоннель. Будете смеяться - роют с 1988 года (по проекту 1975-го).
Длина будущего тоннеля (точнее 2-х - на каждое направление движения) - около двух километров. Каждый тоннель рассчитан на три полосы.
Прибыли к Зимней пристани (Средняя гавань).
Обводный канал (имеет форму буквы П, соединённой с заливом)
Другое название Обводного канала - Проводной. По смыслу, очевидно, имеется ввиду проводка барж с грузом, что подтверждают остатки лебёдок, торчащие из окон заброшенных зданий вдоль берега..
Якорная площадь.
Возникла в 1754 году, как место для хранения якорей и якорных цепей.
В 1918 году была переименована в площадь Жертв Революции, затем вернули старое название.
На переднем плане - Вечный огонь (архитектор - Л.К.Ларионова) над братской могилой моряков-минёров, участников Кронштадтского восстания 19 июля 1906 года, расстрелянных по приговору военно-полевого суда.
В 1917..1919 гг. здесь были похоронены еще несколько моряков, погибших в борьбе за установление Советской власти, а также во время подавления Кронштадтского мятежа 1921 года.
Огонь зажжён 6 ноября 1980 года от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде.
На заднем плане - Морской собор на реставрации.
Надписи, в частности, гласят:
"1905-1906 гг - БЕССТРАШНО ВЫ ПАЛИ В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ И ПОДВИГОМ ПУТЬ ОКТЯБРЮ ОЗАРИЛИ"
"1917 гг - ПОД ЗНАМЕНЕМ КРАСНЫМ В ОГНЕ РЕВОЛЮЦИЙ ВЫ СЛАВУ КРОНШТАДТА В ВЕКАХ УТВЕРДИЛИ"
"1919 — 1921. СРАЖЕННЫЕ В БИТВАХ ЗА СЧАСТЬЕ НАРОДНОЕ, ЖИВЫХ БЛАГОДАРНОСТЬ ОНИ ЗАСЛУЖИЛИ"
На четвёртой грани перечислены имена погибших.
Рядом - памятник адмиралу С.О.Макарову.
Степан Осипович Макаров погиб во время русско-японской войны 13 апреля 1904 года, на эскадренном броненосце "Петропавловск".
Памятник установлен в 1913 году. Выполнен по проекту скульптора Л.В.Шервуда.
Морской собор на Якорной площади.
Построен в 1902-1913 гг. по проекту архитектора В.А.Косякова.
Псевдовизантийский стиль.
В советские годы использовался в качестве клуба, для чего был сооружён подвесной потолок. Сейчас, насколько я понимаю, его снимают и переделывают всё обратно под церковь.
Вообще, вопрос "что делать с церквями" довольно непрост. С одной стороны оставлять такое количество храмов в их изначальном виде - это прямая и, к сожалению, весьма эффективная (красота, масштаб - соответствующее эмоциональное воздействие) религиозная пропаганда.
С другой, их серьезные переделки (как в данном случае) - снижают ценность здания как памятника архитектуры.
Более-менее компромиссным вариантом, на мой взгляд, является использование таких зданий (представляющих историческую ценность, конечно) для библиотек и музеев. Пример - институт Арктики и Антарктики на улице Марата. Основная, пожалуй, проблема - пространство церкви трудно рационально использовать без серьезных реконструкций. Речь в первую очередь об отечественных церквях. На западе церкви чаще представляют собой прямоугольный объем, вытянутый в длину и удобный для приспособления под практические цели.
Хорошая тема конкурса для архитекторов.
Фасад выходящий на площадь - реставрируется, так что снимки только сзади и с боков.
Ограда вокруг собора
Рядом - Макаровский мост через овраг.
Был открыт одновременно с памятником адмиралу Макарову.
В 1970-1972 гг. реконструирован (клёпаные соединения заменили на сварные).
Деревья вокруг - это Овражный парк.
Овраг по-научному называется "овраг-кювет Петровского дока". Завершается вот такой кирпично-каменной облицовкой (на снимке).
Первоначально (при Петре I) этот овраг планировали сделать внутренней гаванью, но затем отказались от этой идеи и стали сливать сюда воду из Петровского дока.
Овраг расположен ниже уровнем, так что вода стекала сюда сама, а дальше её уже долго и нудно выкачивали насосами, приводимыми в движение ветряными мельницами.
И в завершение - пара домов на другой стороне оврага..