Бpодячая Камеpа

Альбом 274

 

В этом и следующих альбомах мы продолжим путешествие по проспекту Стачек, которое было когда-то прервано у парка имени 9-го Января. На сей раз мы дойдем до метро Автово, а также пройдем чуть дальше, чтобы посмотреть на недавно построенный виадук.

 

Большая часть домов на этом участке - жилые, постройки примерно 1930..1950-х годов. Говоря научно, это "неоклассика", или, как часто говорят, - "сталинский ампир".

Общий проект проспекта Стачек был разработан Л.Ильиным (в те времена он был главным архитектором Ленинграда). Существовал альтернативный проект Н.Троцкого, но его отвергли, поскольку по нему пришлось бы полностью изменить планировку района.

Два дома на снимке (26 и 28) построены по проекту архитектора В.А.Каменского. В частности, дом с башенкой построен в 1950-х годах совместно с А.В.Модзалевским.

Здесь можно видеть однотипные дома 32, 34, 36.

Над ними трудился коллектив из трех женщин-архитекторов: Г.Л.Ашрапян, О.С.Яковлева и В.А.Кардакова.
До постройки этих домов на их месте проходил тротуар проспекта Стачек, то есть улица была шире. Старый фронт застройки школа в доме 30 (архитектор И.А.Фомин, 1932), еще какое-то здание того же периода и ряд домов старого фонда - сейчас они смотрятся как за некой ширмой.

Дом 32 крупно.

Так как в те годы преобладала тенденция к расширению улиц, а не сужению, можно предположить, что таким образом сознательно решили загородить "проявления чуждого конструктивизма".

Справа - дом 34.

Приставные арки по бокам - отголоски поветрия в архитектуре того времени, что "дома должны быть пространственно связаны друг с другом", оппоненты этой точки зрения возражали, что арки не нужны и только зря тратятся дефицитные материалы.

На другой стороне улицы - дом 33.

Это более ранняя застройка, 1920-х годов (в стиле конструктивизма) - архитекторы А.С.Никольский, А.И.Гегелло, Д.Л.Кричевский, Г.А.Симонов.

Угол проспекта Стачек и Огородного переулка.

Справа - дом 42, тех же авторов, того же времени постройки.

Место это исторически называется "Серафимовский участок".

Дом 40.

Как мне подсказывают, это постройка 1950-х, поскольку только в середине 1950-х у нас появляется на фасадах керамическая плитка, а размеры окон начинают типизироваться (здесь как раз видим типоразмер, характерный впоследствии для "поздних сталинок" серии 1-405).

Дом 46 (архитектор - уже упомянутый выше В.А.Каменский)
Этот же дом, с другой стороны.
А это - куда более старая застройка (дом 45).

Известна как усадьба "Кирьяново" (раньше называлась "Кир и Иоанново" :)

Построена, предположительно, по проекту Д.Кваренги в 1783-1784 гг.

Усадьбой владела княгиня Е.Р.Дашкова. Она была президентом Российской Академии Наук и Петербургской Академии Наук.

Есть версия, что усадьба построена по ее собственному проекту.

С 1975 года в здании работает Дворец бракосочетаний.
За усадьбой раньше был парк, но до наших времен он не сохранился (уничтожен в начале XIX века).

Слева виднеются корпуса Кировского завода.

Перед заводом - его "новые" корпуса (административно-лабораторное здание), строительство которых во время перестройки прекратили.
В 1870-е здесь была проложена Путиловская железнодорожная ветка, связывающая завод с другими заводами города и с основными магистралями. Тогда здесь был другой мост, а нынешний мост-виадук построен в 1954 году по проекту В.Д.Кирхоглани.
Отсюда начинается, собственно, Кировский завод, который занимает огромную территорию - вплоть до реки Екатерингофки.

Ограда, предположительно, 1950-х годов.

Эмблема Кировского завода - буква "К" в шестерне.
Небольшое отступление от темы завода - прямо напротив него сохранилось старое здание - дом 50.
Возвращаясь к заводу..

С 1801 года здесь находился чугунолитейный завод (был переведен из Кронштадта). Начиная с 1868 года его стали называть "Путиловский", по фамилии владельца - Н.И.Путилова. К концу XIX века это был крупнейшее металлообрабатывающее предприятие России.

Соответственно, численность рабочих здесь была велика.
Во время революций 1905-1917 гг. они сыграли важную роль в революционном движении. Уже с октября 1917 года здесь собирали бронепоезда для защиты Петрограда от белогвардейцев. Чуть забегая вперед (в следующий альбом) - комиссаром того бронепоезда, что был собран в октябре, был И.И.Газа - рабочий Путиловского завода.

27 декабря 1917 года завод был национализирован и с 1922 года стал называться "Красный путиловец". Здесь выпускали металлоконструкции для Волховской ГЭС.
В 1923-1924 году начали выпускать первые в СССР трактора "Фордзон-путиловец".
В 1930-е - краны, трамвайные вагоны, железнодорожные платформы.

В 1934 году завод переименовывается в Кировский, в честь С.М.Кирова.

Во время войны завод частично был эвакуирован на Урал.
После войны здесь выпускались турбины для атомоходов, вездеходы, трактора "Кировец" и, конечно, танки.

В настоящее время завод практически не работает, если судить по разговорам в общественном транспорте и со слов знакомых.

Естественно, закрывать его никто не будет, учитывая численность работающих там.
Формально, завод сейчас ОАО.

Выставочный зал Кировского завода.

Был построено перед проходной в 1999-2000 гг.

Довольно удачно вписалось, надо отметить. Хотя, есть и другие мнения :)

"Не было в истории революционного движения в России такого момента, когда не было бы слышно могучего имени путиловского рабочего" С.М.Киров
Проспект Стачек сейчас очень сильно загруженная улица. Помимо прочего, местами просто явственно ощущается, что с экологией из-за выхлопных газов машин не все в порядке.
Станция метро "Кировский завод".

Здание очень напоминает одно из самых популярных зданий в США - мемориал Линкольну в Вашингтоне (изображен на пятибаксовой купюре). Причем, изначально в нише между входом и выходом тоже была задумана скульптура (правда, не сидящая, как Линкольн).
Если бы кто-то тогда обратил на внимание на эти совпадения, жизнь архитектора могла бы трагически оборваться :)

Станция открыта  в 1955 году, строилась по проекту архитектора А.К.Андреева.
В оформлении дверей и окон можно заметить кое-что общее со станцией Нарвская, хотя постройки совсем разные.

В следующем альбоме мы продолжим прогулку по проспекту Стачек

 

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal