Как я и обещал, сегодня местом
нашей прогулки будет ледокол-музей "Красин",
который стоит сейчас в конце набережной
лейтенанта Шмидта.
Ледокол "Святогор"
(первое название) был построен в 1916
году на фирме "Армстронг" в
Ньюкастле по заданию российского
министерства торговли и
промышленности.
Проект адмирала С.О.Макарова.
35 лет этот ледокол был самым мощным в
мире.
Это был второй, после Ермака, ледокол,
а не ледорез (каковые существовали и
раньше). В процессе работы он
выползает на лед и давит его своим
весом. При зимовке такое судно не
раздавят льды - его на них просто
выдавит.
В начале Гражданской
войны ледокол участвовал в обороне
Архангельска от войск Антанты. Чтобы
не позволить английским интервентам войти
в бухту, "Святогор" в конце 1918-го
года был затоплен. Город, тем не менее,
был взят и командир судна вместе с
частью моряков участвовавших в
затоплении - расстреляны.
Сам ледокол был поднят со
дна противником и в 1920-м уведен в
Англию.
Через несколько месяцев "Святогор"
арендовали у англичан с целью
вызволить из ледового плена пароход
"Соловей Будимирович". Совместно
с ледорезом "III Интернационал" и в
результате совместных усилий разных
стран эта задача была решена.
Однако, "Святогору" пришлось
вернуться в Англию.
В 1921 году после усилий
предпринятых Л.Б.
Красиным (дипломат, нарком внешней
торговли и промышленности Советской
России и СССР) и
кораблестроителем академиком А.Н.Крыловым,
а также выплаты полной стоимости
судна, оно было передано Советской
России.
После смерти Л.Б.Красина,
в 1926 году, ледокол был назван его
именем.
Сначала он использовался на Балтике,
в конце 1920-х начал ходить по
Ледовитому океану
В 1928 году "Красин"
участвовал в спасении экспедиции
Умберто Нобиле. В мае итальянский
дирижабль отправился в экспедицию к
Северному полюсу и не вернулся. 3 июня
радиолюбитель Н.Р.Шмидт из села
Вознесенье-Вохма поймал сигналы
бедствия, вскоре удалось установить
координаты упавшего дирижабля.
На спасение был
направлен "Красин" с капитаном К.П.Эгги.
На борт был взят самолет.
Кроме того, участвовало еще 16 самолетов,
около 20 судов. Интересно, что США и
Англия отказались участвовать, сославшись на
отсутствие средств.
В конечном итоге сам генерал Нобиле был
спасен иностранцами (которые сами при
этом потеряли много людей), все
остальные выжившие члены экспедиции - красинцами.
На обратном пути, несмотря на
повреждения своего судна, экипаж
"Красина" отремонтировал
терпевший бедствие "Монте-Сервантес"
(тот получил пробоину) и таким образом
спас почти 2000 человек, главным образом
туристов.
В 1933 году ледокол
совершил поход к берегам Новой Земли
чтобы срочно доставить
продовольствие - первый в истории
высокоширотный зимний рейс. Капитаном
был Я.П.Легздин, а руководителем
операции М.И.Шевелев.
В том же году "Красин"
вывел "Челюскин", который застрял
во льдах Карского моря. Однако позднее
"Челюскин" застрял опять и "Красин"
уже не успел его вытащить (хотя и
пытался), Экипаж судна спасали летчики.
Затем, в 1937 году, во
время поиска пропавшего самолета "Красин"
был вынужден остаться на свою первую
очень тяжелую зимовку к востоку от
полуострова Таймыр.
После начала войны, в
1941-м, судно совершило свое второе
кругосветное плавание. Во время
захода в американские порты на нем
установили артиллерию.
Всю войну командовал ледоколом М.Г.Марков,
300 красинцев получили награды.
В 1950-х "Красин"
прошел капитальный ремонт в ГДР и Риге
- его перевели на жидкое топливо (однако
машина, насколько я понимаю, осталась
паровой),
укрепили корпус, сделали надстройку,
из-за чего внешний вид судна сильно
изменился.
Характеристики ледокола:
Длина - 99,8 м, ширина - 21,68 м,
водоизмещение - 10 200 т, суммарная
мощность на трех гребных валах - 11 400 л.с.(до
реконструкции было 10000 л.с.), скорость
хода по чистой воде - 13,6 узла, осадка -
около 9 м.
На картине слева - спасение
экспедиции Нобиле.
Позднее ледокол использовался в
качестве энергобазы Кольской
геологоразведочной экспедиции
сверхглубокого бурения.
Последнее плавание
ледокол совершил в 1990-м году
В музее ледокола почти 700 экспонатов.
Обстановка частично
оставлена прежней (в рабочих
помещениях), а частично переделана (в
музее). Последнее, по словами
экскурсовода, связано с тем, что
коммерческая фирма, которой некоторое
время принадлежал (?) "Красин"
содрала весь паркет, предметы
интерьера и т.п. прежде чем ледокол
удалось у них отобрать.
В 1992 году судно было
официально объявлено историческим
памятником. Это, впрочем, не помешало попыткам
отправить его на металл, пока он стоял
в Кронштадте. Ледокол буквально
отбила команда совместно с питерским
ОМОНом (фактически, силой увели его в
Санкт-Петербург). Потом за это
капитана Л.Ю.Бурака пытались убить (а
ему было уже 78 лет).
С мая 1999 года ледокол находится у набережной лейтенанта
Шмидта.
Недавно "Красин" передали музею
Мирового океана города Калининграда,
причем, вроде бы, судно останется в
Санкт-Петербурге, в качестве филиала
музея.
Подробнее о ледоколе "Красин"
можно прочитать, например, здесь
и здесь