Первый весенний альбом будет
посвящен крейсеру "Аврора",
стоящему на углу Петровской и
Петроградской набережных - там, где из
Невы вытекает Большая Невка.
Хотя крейсер "Аврора"
участвовал в Цусимском сражении (война
России с Японией 1904-1905 гг.), однако
известен он, конечно, в первую очередь,
своим революционным прошлым - в
октябре 1917 года крейсер стрелял (холостыми)
в сторону Зимнего Дворца, где заседало
Временное правительство, объявленное
большевиками низложенным.
Тогда крейсер стоял не
здесь, а у Английской набережной -
недалеко от моста Лейтенанта Шмидта (Николаевского).
Там на эту тему установлен памятный
знак.
Чтобы сам корабль не мешал
судоходству, его поставили на вечную
стоянку у Петроградской набережной.
Как раньше, так и сейчас - он открыт для
посетителей (пока еще бесплатно, кроме
машинного отделения).
Корабль был построен в
1897-1903 годах в Санкт-Петербурге, на
стапелях Нового Адмиралтейства и
призван был усилить морские силы на
Дальнем Востоке. Туда он и был
отправлен после завершения
строительства.
Однако, после начала русско-японской
войны (в 1904 году) отозван обратно на
Балтику.
Вскоре, крейсер опять вернулся на
Дальний Восток и участвовал в
сражении с японцами (в составе отряда
под командованием контр-адмирала О.А.Энквиста).
Получив повреждения, он ушел сначала
на Филиппины, а после окончания войны,
в 1906 году, вернулся в Россию.
После войны на
крейсере стали обучать кадетов и
гардемаринов Морского корпуса (практика,
в том числе, включала дальние плавания).
В Первую мировую войну крейсер снова
стал боевым. Им командовал капитан 1
ранга Г.И.Бутаков, причем портом
приписки корабля был Свеаборг (остров
в 15 минутах плавания от Хельсинки - в
одном из будущих альбомов я вам его,
вероятно, покажу).
С осени 1916 года "Аврора"
стояла на капитальном ремонте - были установлены
новые паровые котлы, модернизирована
артиллерия и связь. Команда теперь
включала 723 человека.
К 1917 году обстановка в Петрограде стала
напряженной. После Февральской
революции команда подняла красный
флаг, командир корабля был убит.
Матросы избрали судовой комитет. К
октябрю 1917 года большая часть команды
оказалась на стороне большевиков и
участвовала в восстании. Для того,
чтобы принудить к сдаче Временное
правительство, был произведен
холостой выстрел из носового орудия (на
фото слева и сверху).
К началу
гражданской войны "Аврора" была
выведена в резерв, в 1922 году - восстановлена как учебный корабль.
Во
начале Отечественной войны крейсер
использовался как часть системы ПВО
Кронштадта и затем - как плавучая база
соединения подводных лодок. Вскоре, в
сентябре 1941 года, он получил пробоину
и был полузатоплен около Ораниенбаума.
После ремонта, уже в 1947 году, стал
памятником.
В 1984-1987 гг корабль
серьезно ремонтировался - подводная
часть корпуса была полностью заменена,
поменяли мачты (старые тоже не были
оригиналами). Помещения
перепланировали.
На снимке:
металлическая труба
слева - связь. Говоришь и
слушаешь. Как утверждают - качество
весьма приличное, однако есть и
обычный телефон (связь между всеми
отсеками по трубам получается слишком
увесистой для корабля).
Труба, уходящая вдоль
мачты вверх (в правом верхнем углу) -
как раз продолжение предыдущего кадра.
Лебедка.
Колокол над ней - рында
И инструкция по
эксплуатации лебедки :-)
Крепление шлюпок
довольно хитрое - чтобы они оказались
над водой (как эта), кронштейны должны
поворачиваться по очереди.
Нахимовское военно-морское
училище.
"Аврора" стоит как раз напротив
него...
.. что частично
объясняет блеск металлических
деталей и чистоту палубы :)
Крейсер является учебной базой
училища.
Ходовая (на ней висит
верхний круг) и боевая (под ней) рубки.
Одна
из лопастей винта, выставленная для
обозрения
Теперь спустимся вниз..
В вестибюле висят
флаги, под которыми плавал крейсер..
.. а также картины
морской тематики. Подозреваю, что на
правой изображен спуск "Авроры"
на воду.
В других залах выставлены различные
предметы, подарки.
Так, вероятно, раньше
спали
А так - ели и отдыхали.
Кстати, и сейчас здесь есть команда -
5 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.
Спят и едят они, конечно, не в музее :)
В машинном отделении
также весьма интересно, но для съемок
темновато и вдобавок хотят денег за
фотографирование. Так что придется
вам самим идти :)
Замечу, что одна из двух паровых
машин полностью восстановлена и, как
утверждает местный мужик-экскурсовод
- на ходу.
В 1992 году красный флаг
с корабля был снят, и снова был вывешен
Андреевский. А в 1998-м здесь освятили
корабельную церковь.
Историю крейсера стараются теперь
подавать принципиально иным, чем
раньше образом - обращая основное
внимание на его участие в
дореволюционных событиях.